2001 год Космическая одиссея: ложь, истина, драма?

2001 год Космическая одиссея: ложь, истина, драма?

2 апреля 1968 года состоялась премьера фильма «2001 год: Космическая одиссея», который навсегда изменил жанр научной фантастики.


Режиссер Стэнли Кубрик закладывал совершенно особый смысл в киноленту, однако до премьеры и даже после нее он не спешил делиться своими суждениями. На предварительном показе многие зрители не поняли фильм, сочли его затянутым, а также отметили, что в нем отсутствует драматический накал. Тем не менее, это не помешало картине собрать внушительную кассу по тем временам.

Коммерческий успех

Также надо отметить, что в современности 12 миллионов долларов бюджета для Голливуда – это совершенно несущественные цифры. Таковы суровые реалии, инфляция каждый год обесценивает денежные средства. В те времена эта сумма могла приравниваться к современным 87 миллионам долларов, что даже сегодня является внушительной суммой. Плюс, надо учитывать, что киноиндустрия в те времена может, и переживала свой золотой век, но не была так развита, как сегодня.

Кадр вошедший в историю кинематографа

Технологический прорыв Одиссеи

Несмотря на все перечисленные факты, картина и по сей день является вполне достойным представителем жанра. Модели планет и космических кораблей, конечно, не вызовут у современников неописуемого восторга в плане исполнения, однако, мы не замечаем самого главного, того к чему давно уже привыкли.

Все модели движутся плавно и естественно, эффект стоп-моушн отсутствует как факт. Такой результат стал возможным благодаря компьютеризации, которая использовалась во время съемок. Обратите внимание, даже в 70-х годах мы наблюдали изобилие «картонных» спецэффектов в американском кино. А Космическая одиссея вышла в 1968. Для того времени это был мощнейший технологический прорыв, поражающий воображение.

Изначально Кубрик планировал использовать сложную систему десятиступенчатой обработки кадра, но уже после старта съемок, было принято решение отказаться от нее в пользу компьютерной графики.

Результат оказался просто умопомрачительным, концовка фильма – это невероятный визуальный опыт, который переживает зритель. Повествование выстраивается на тончайших невербальных материях, которые подкрепляются мощным визуалом. Также Кубрик решил оставить открытую концовку, чтобы зритель мог поразмышлять на тему бесконечности. Вообще интерпретация «Космической одиссеи» - это отдельная тема, которой мы сейчас вплотную коснемся.

Поиск истины

Ценность любого произведения кроется в его глубине, в возможности множественной интерпретации тех или иных объектов, явлений, частей повествования. Большая часть Космической одиссеи – это сцены без диалогов. Основное действие разворачивается лишь на протяжении 40-ка минут, где имеется завязка, кульминация и развязка, после чего режиссер снова возвращается к неким метафизическим материям, которые выражаются в обилии странных и порой пугающих визуальных сцен.

Отключение HAL

В интервью журналу Playboy в сентября 1968 года через после выхода фильма на экраны, Стэнли Кубрик приоткрыл завесу тайны над фильмом, но не высказывался слишком конкретно, опасаясь, что его произведение потеряет свою ценность, если обозначить какие-либо границы для зрителей.

Он ссылался на «Джоконду» Леонардо Да Винчи и утверждал, что если бы великий художник написал в углу картины: «Эта леди улыбается лишь слегка, потому что у нее гнилые зубы», то никакой тайны и загадки никогда бы не возникло. Поэтому интерпретация создателя может восприниматься, как инструкция по интерпретации. А Кубрик хотел, чтобы каждый нашел в этом произведении нечто особенное, близкое только самому зрителю.

Долгожданные ответы на вопросы зрителей

Космическая одиссея и по сей день остается одним из величайших фантастических фильмов всех времен и народов. Толкование сказанного ни на секунду не останавливается, зрители продолжают спорить и обсуждать тайные хитросплетения смыслов. Кто-то утверждает, что в конце происходит перерождение главного героя в высшее существо, другие же наоборот считают, что это лишь визуальная концепция переосмысления сути вселенной.

Кубрик оперировал образами и символами. Он использовал простые, но запоминающиеся формы, так например, монолиты, один из которых появляется на Земле, второй на Луне, а последний в хронологических событиях фильма – рядом с Юпитером. Выстраивающийся парад планет вместе с монолитом в одну линию, все носит символичный смысл, доступный каждому и вполне адаптированный под многогранное истолкование.

Капитан корабля предлагает отключить HAL

И все же, ответы на вопросы, в конце концов, появились. В 1980 году японский кинематографист Ян'Ичи Яой работал над сюжетом, посвященном сверхъестественным материям. Он долгое время разрабатывал концепт, после чего решил обратиться к Стэнли Кубрику, чтобы обсудить различные феномены бытия. В разговоре фигурируют самые разные тематики, и в один момент речь заходит о «Космической одиссее». Кубрик рассказывает о том, что же он задумывал изначально, и как это было реализовано.

По словам режиссера, когда он придумывает концепт и облекает его в словесную форму – это звучит, как полный бред. Но затем, в визуальном исполнении все преображается и дает зрителю возможность пережить совершенно новый опыт, не похожий, ни на что другое.

«Суть в том, что героя забрали богоподобные существа, состоящие из чистой энергии и разума, не имеющие формы. Они помещают героя в своего рода зоопарк для людей, где изучают его. Так проходит вся его жизнь. Только он не чувствует течения времени. Для него все происходит моментально, как и на экране перед зрителем».

Этой фразой Стэнли Кубрик дал понять, что идея картины, хоть и вращается вокруг мощного визуала, позволяющего толковать сюжет, как душе угодно, она остается привязанной к определенной хронологии и последовательности событий, которые не вызывают сильного диссонанса в голове зрителя.

Скорее всего, это просто попытка показать то, как может быть пережит первый контакт с внеземной жизнью. Изначально инопланетяне присутствовали в сценарии фильма. Они должны были выглядеть, как существа с вытянутым телом, серебристой кожей, большими глазами и хоботом вместо носа. В дальнейшем от них пришлось отказаться, так как Кубрик решил воссоздать столкновение человека с высшими существами во вселенной, которые невидимы и способны контролировать материю и энергию на высочайшем уровне. Собственно, именно об этом и сказано в одной из его фраз во время диалога с Ян'Ичи Яой.

Просветление сквозь пелену пространства и времени

Но это лишь малая часть освещенных проблем в кинокартине. Отдельным пластом стоит вопрос искусственного интеллекта, который становится причиной гибели всего экипажа корабля, кроме главного героя, который впоследствии перерождается в высшее существо.

На Луне

HAL-9000 это совершенная модель искусственного интеллекта, которая имеет полный доступ к управлению всеми системами корабля, а также способная распознавать человеческие эмоции. По сюжету фильма он не желает, чтобы его отключали, и решается на уничтожение всего экипажа ради выполнения крайне важной для него миссии на Юпитер. Дейв – капитан на борту космического корабля «Дискавери», который в итоге останавливает HAL-9000 ценой жизни своего соратника и друга, ставшего первой жертвой искусственного интеллекта.

Многие делали вывод, что Кубрик отвергает внедрение машин в нашу жизнь и недолюбливает автоматизацию современного мира, однако сам режиссер отметил, что он придерживается совершенно иных взглядов и в целом выступает за технический прогресс, в том числе и машинизацию нашей жизни.

Создатель Одиссеи также сообщил, что при верной расстановке приоритетов и корректном построении отношений между человеком и машиной, мы вполне сможем уживаться на одной земле, в одном пространстве, без каких-либо катастрофических последствий. Но не стоит забывать, что развитие машины будет происходить гораздо быстрее развития человека, поэтому сценарий отделения машин от человечества вполне вероятен и должен приниматься во внимание постоянно.

Что делать после просмотра Одиссеи?

Писатель Артур Кларк создавал Одиссею вместе со Стэнли Кубриком. Началось все с небольшого рассказа, который потом превратился в роман, вышедший сразу после фильма. В одном из интервью писатель отметил, что если кто-то посмотрит Космическую одиссею и поймет ее с первого раза, значит, мы потерпели неудачу.

На эти слова Кубрик отреагировал довольно спокойно: «Я не согласен с таким утверждением и думаю, что Артур просто пошутил. Сама природа визуального переживания «Одиссеи» состоит в том, чтобы дать зрителю мгновенную, интуитивную реакцию, которая не требует – и не должна требовать – дополнительного развития. В целом, хочу сказать, что в каждом хорошем фильме есть такие составляющие, которые увеличили бы зрительский интерес и понимание после второго просмотра.

Скорость, с которой развиваются события фильма, иногда препятствуют тому, чтобы каждая деталь или нюанс оказали полное влияние уже при первом просмотре. Сама идея того, что фильм должен быть просмотрен лишь раз, проистекает из нашего традиционного понятия фильма как мимолётного развлечения, а не произведения искусства».

Когда же кино, как явление стало искусством? Если использовать базовое объяснение понятия «искусство», то мы можем с легкостью заявить: «любой объект, пропущенный через призму субъективного восприятия творца, а затем воспроизведенный им же, может считаться искусством». Но здесь мы говорим о более глубоких материях, что заставляет нас задуматься о самой сути искусства и его истолковании.

Многие фильмы уже давно встали наравне с великими художественными произведениями искусства. И надо отметить, что если развитие кинематографа будет продолжаться такое же длительное время, как и развитие изобразительного искусства или зодчества, то мы сможем пережить совершенно невероятные метаморфозы форм, подачи, восприятия и т.д.

Как и где началось глубокое осмысленное искусство кинематографа? И когда оно выйдет на качественно новый уровень?

Воспринимая Космическую одиссею в неразрывной связи с самим режиссером, мы невольно погружаемся в глубинную философию бытия и осознаем, всю специфичность восприятия, порой не требующего никакого вербального толкования.

Редакция портала Голоса Городов

Автор статьи: Антон Щегулин


Другие материалы раздела
Первая полоса