" />

Прошлое и настоящее США: методы достижения «идеальной» демократии

Прошлое и настоящее США: методы достижения «идеальной» демократии

Что мы знаем о демократии в Америке? А что не хотим знать про эту демократию? Становления демократии "на крови" в США - исторический факт.


Соединенные Штаты Америки – важная составляющая политических игр, происходящих на мировой арене в последние десятилетия. Сегодня это мировая держава, на которую так или иначе оглядывается и ориентируется весь мир - не зря имеет место быть такой социальный термин, как «американизация» умов, предполагающая переход к стилю жизни, стандартам и принципам существования, принятым в США.

Позиционируя себя как вестника мира и неоднократно выходя на мировую арену в качестве третейского судьи для решения проблем более слабых государств, мощные и основательные Штаты, однако, имеют в своей истории – впрочем, как и любая другая страна, – такие страницы, которые заставляют усомниться в безупречности существующих сегодня порядков и поставить под сомнение сами основы Американской демократии.

Речь идет о до сих пор существующей проблеме взаимоотношений между коренными жителями Штатов - эскимосами и особенно индейцами – и более «цивилизованного» населения. Проблема эта исторически вызвана борьбой за территорию и право проживания на ней. Парадокс состоит в том, что государство с близкой к «идеальной» демократией, претендующее, по сути, на мировое господство, в основе своего политического устройства имеет многочисленные жертвы со стороны тех, кто населял Америку еще до Колумба.

При беглом знакомстве с историей Америки обнаруживаются следующие факты: когда Колумб прибыл сюда, земля уже была населена многочисленными племенами индейцев, появившимися здесь задолго до белых людей. Нужно понимать, что у племен была уникальная устоявшаяся культура, традиции, особый язык, способы ведения хозяйства и так далее. Пришлые европейские завоеватели принялись выполнять свою «миссионерскую» миссию - именно так в их понимании называлось уничтожение тех местных жителей, которые не хотели перенимать образ жизни европейцев и обращаться в их религию. В подобном освоении земель, только со стороны Аляски, приняли участие, кстати, и российские подданные.

Гостеприимные от природы индейцы долгое время положительно воспринимали то, что белые люди интересуются их жизнью и в некоторых ситуациях даже упрощают ее, однако физическое истребление коренного населения все же было неизбежно. Причиной тому стала глубинная разница в ценностях и нежелание завоевателей понять и принять образ жизни индейских племен в попытке заставить их жить «цивилизованно». Бенджамин Франклин (1706–1790) писал в своих «Заметках относительно дикарей Северной Америки»: «Мы называем их дикарями, потому что их нравы отличаются от наших, которые мы считаем верхом учтивости; они думают то же самое о своих нравах».

Итогом подобного противостояния стало массовое истребление коренного населения французами, испанцами и другими нациями, приехавшими в Штаты в качестве «миссионеров». И хотя эти люди еще не были настоящими американцами, они создавали историю страны с «совершенной» в будущем демократией на смертях индейцев.

С развитием американской государственности жестокость расправ над индейцами не уменьшилась.

Вот один из примеров противостояния индейцев и белых жителей Америки в середине 19 века, когда было уничтожено племя навахо.

Это многочисленное племя в 1846 году заключило мирный договор с местными «цивилизованными» войсками, однако не все его члены признали справедливость такой сделки: многие индейцы продолжали осуществлять партизанские вылазки в адрес тех, кто согнал их с насиженных территорий Аризоны и Нью-Мексико для постройки промышленных городов. Наконец в 1863 году Вашингтон решил окончательно усмирить воинственных туземцев, силой согнав их в местный форт Дифайенс и под конвоем отправив на окраину Нью-Мексико. Солдатам был отдан приказ убивать овец и мужчин, захватывать в плен женщин и детей, а также жечь и вырубать кукурузные поля и сады, принадлежавшие индейцам.

Девять рот добровольцев полковника Кита Карсона выполнили этот приказ, после чего плененные навахо прошли 300 миль пешком до форта Самнера – юго-восточной точки Нью-Мексико. Из вышедших 14 тысяч до места назначения дошли вдвое меньше – их расположили в резервации (по оценкам многих политологов, это был своего рода аналог советского концлагеря). Здесь в течение 4 лет происходило «привыкание» к новой родине – на закрытой территории, с «тощим» рационом и нападками офицеров. Таков был эксперимент по «пересаживанию» коренного населения в места, не затруднявшие развитие индустриальной Америки.

В конечном итоге навахо спустя несколько десятилетий (в 1868 году) получили небольшой кусок удаленной от цивилизации земли вблизи места, где родились и выросли вожди племени. По мнению историков, именно этот договор между правительством США и племенем навахо и специфика уединённой территории помогли племени сохранить свои традиции, самобытность и, единственному из индейских племен, свой язык как главное средство общения внутри племени.

Сегодня США выделяет значительные суммы на решение проблем, связанных с коренным населением Америки, – здесь даже создано так называемое «Бюро индейских дел». Методы решения этих проблем достойны отдельной статьи и значительно более гуманны, чем применяемые на рассвете американской цивилизации. Историю, однако, не перепишешь – основы демократии одного из лидеров мировой экономики так или иначе лежат среди древних традиций, нарушенных «миссионерами».


Другие материалы раздела
Первая полоса