Вспоминая Илью-Муромца

Вспоминая Илью-Муромца

Богатырь из Мурома, который очистил прямой путь в Киев.


Сегодня, 1 января, празднуют свои именины все мужчины, носящие имя Илья, которых мы и поздравляем с большим удовольствием.

День именин традиционно называют также днем тезоименитства или днем ангела, поскольку в русской традиции имя новорожденному (с которым младенца крестили) выбирали не произвольно, а согласно специального правила – из церковного месяцеслова, в котором по дням и месяцам располагались все святые, выбиралось имя того святого, празднование памяти которого приходилось именно на день рождения малыша. Этот святой, чьим именем и нарекался малыш при Святом Крещении, становился его как бы официальным покровителем на всю жизнь, защитником и помощникам во всех нуждах и критических ситуациях, его ангелом-хранителем. Поэтому традиция празднования дня ангела (именин) имеет смысл не только в праздновании именно «дня имени» у именинника, нет, истинный смысл заключается в праздновании дня памяти святого, который тоже носит это имя и самого именинника оберегает, это праздник не именинника, а его небесного покровителя (ну, и, конечно же, немножко и самого именинника тоже).

Родители малыша, впрочем, имели пусть и небольшую, но свободу собственного выбора – допускалось, чтобы ребенка называли именем кого-то из тех святых, чьи дни празднования памяти находились в месяцеслове «по соседству», в пределах примерно двух недель до или после самого дня рождения малыша. Однако, например, если родители хотели назвать сына Андреем, а в пределах календарного месяца в месяцеслове не было ни одного дня, посвященного памяти святого с этим именем, то приходилось выбирать из других вариантов имен, доступных согласно описанного правила.

1 января празднуется память святого и русского воина Ильи Муромца. 

Родился будущий богатырь в деревне Карачарово, расположенной на берегу Оки близ города Мурома. Согласно старинным былинам Бог даровал родителям долгожданного ребенка Илью уже под старость, на склоне лет, однако мальчик родился больным, «расслабленным». В современной терминологии такое заболевание относится к серьезным нарушениям опорно-двигательного аппарата -- Илья не мог владеть ни руками, ни ногами, и потому до тридцати лет был прикован к постели, находясь на полном попечении своих уже преклонного возраста родителей и братьев (вам не вспоминаются при этом те дети-отказники, которые попадают в интернаты, подобные Звенигородскому ПНИ?).

Все изменилось в одночасье, когда, согласно былинам, пришли в дом, где лежал больной Илья, некие старцы или «калики-перехожие». Придя в дом именно к Илье, когда он находился совершенно один и никого другого в доме в это время не было (родители и братья работали в поле), неизвестные старцы обращаются к Илье с просьбой принести им напиться воды. Илья на это грустно отвечает: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Однако старцы настойчивы и повторно просят Илью встать и принести им воды. После этого Илья сильно напрягается и вдруг находит в себе силы встать на ноги и принести гостям воду. Эту воду старцы велят Илье выпить, и Илья слушается их, причем после второго питья вдруг ощущает в себе настолько непомерную силу, что старцы дают ему выпить третий раз, чтобы уменьшить силу. После этого старцы говорят Илье, что он должен отправиться в Киев и служить князю Владимиру, сами они таинственно исчезают, а Илья выполняет наказ и, попрощавшись с родителями и братьями, уходит на воинскую службу в Киев.

В документальных источниках имя Ильи Муромца впервые упоминается в 1574 г., а в записях Эриха Лассоты, который посетил Киев в мае 1594 г. в качестве посланника римского императора Рудольфа II, описана гробница Ильи Муромца, находившаяся в богатырском приделе Софийского собора. Для знаменитого героя и его товарища Добрыни Никитича в самом главном соборе Киева был сооружен специальный придел, т.е. им была оказана такая же честь, как и великим князьям. В то время богатырская гробница была уже пуста, так как останки Ильи Муромца были перенесены в Антониеву пещеру Киево-Печерского монастыря. В 1638 г. мощи были описаны иноком этой знаменитой лавры Афанасием Кальнофойским, который по лаврским архивам установил, что монах Илья Муромец жил в этом монастыре примерно 450 лет назад, т. е. около 1188 г.

Научные исследования нетленных мощей святого (канонизирован в 1643 году), которые несколько раз проводились в Киево-Печерской лавре, полностью подтвердили былинную версию жизни Ильи Муромца.

Рост Ильи составлял около 180 см - для своего времени это был человек очень высокий (средний рост других святых из лавры - 160-165 см). На костях были обнаружены характерные бугристости, свидетельствующие о том, что у человека при жизни была очень хорошо развита мышечная система. Рентгенологические исследования показали некоторые изменения, характерные для акромегалии -- заболевания, при котором нарушается пропорциональный рост костей и внутренних органов -- такие люди имеют, как правило, непропорционально большие конечности, большую голову (сразу вспоминается «косая сажень в плечах»).

Святые мощи преподобного Ильи свидетельствуют о тяжёлых травмах, которые богатырь получал в сражениях – отмечен перелом правой ключицы и двух правых рёбер, предположительно, после удара боевой палицей. Возможно, что именно после этих тяжелых ранений богатырь Илья и принял монашеский постриг, так как уже не мог воевать.

Однако погиб богатырь-монах именно в бою. Известно, что в конце XII в. участились нападения на Киев, и монахам раз за разом приходилось становиться на защиту своей обители. Святорусский богатырь умер от раны, нанесенной копьем в область проекции сердца, проникающей в грудную полость. Смерть, судя по характеру раны, наступила мгновенно, однако пальцы правой руки святого воина-монаха навсегда остались сложенными в троеперстном крестном знамении.

Самый известный былинный подвиг Ильи Муромца – победа над Соловьём-разбойником, который захватил прямую дорогу до Киева и не давал никому проходу -- «ни конному, ни пешему». Освобождение былинным богатырём пути в Киев (ок. 1168 г.) подтверждается и историческими фактами. Задача охраны торговых караванов была очень важна, ведь помимо Соловья-разбойника на эти караваны регулярно нападали боевые отряды кочевников-половцев. Сам Соловей, похоже, был отпетым и наглым разбойником, промышлявшим грабежами на дороге, а Соловьём его прозвали, вероятно, за умение хорошо свистеть. Очевидно, что победа Ильи Муромца над разбойным «свистуном» имела большой резонанс ввиду её экономического значения, ведь он очистил дорогу «прямоезжую», то есть прямую, длиной в пятьсот вёрст, тогда как окольный путь, согласно былине - «цельна тысяча».

Вспоминая сегодня память этого замечательного святого, которого считают своим небесным покровителем пограничные войска России (ведь он охранял наши границы от вражеских набегов), невольно поражаешься очевидным историческим параллелям -- сегодня, как и почти тысячу лет назад, взаимовыгодным отношениям и торговле Киева с Россией вновь препятствуют «свистуны», запугивающие своим свистом и нещадно обирающие и народ Украины, и торговых посланников с Востока.

Впрочем, и бесславный конец этих свистунов описан в былине почти тысячу лет назад.

Другие материалы раздела
Первая полоса