Как царь Петр I до титула "император" докатился

Как царь Петр I до титула "император" докатился

Время Петра I, его биография, кажется, известны и описаны в учебниках истории до мельчайших подробностей. Но, тем не менее, нет-нет, да и всплывут в каком-либо до-кументе или старой книге пикантные детали, о которых официальная историография предпочитает умалчивать.


Так получилось с книгой известного русского историка Александра Борисовича Лакиера "Русская геральдика", написанной им в 1855 году. Она посвящена сугубо специальной и не очень известной широкой публике проблеме, но представляет большой интерес для тех людей, которые заинтересованы в  углублении своих знаний по истории Руси и России. В книге с позиции исторической науки середины XIX века и опыта развития геральдики приводятся факты, полезные для анализа и оценки различных явлений в истории нашего государства. Многие из них противоречат современной официальной версии истории, и, в частности, относительно петровского периода времени.

Автора этой статьи заинтересовали причины столь частых смен геральдической символики в тот период. Лакиер, воспитанный уже на романовской версии истории, пытается объяснить эти факты новаторским подходом Петра I к сфере геральдики и отходом от якобы устаревших традиций. Считается, что царь был большим реформатором и поэтому отказался от всех геральдических символов и титулов, имевшихся у отца и деда.

Лакиер, анализируя внешний вид государственных гербов и печатей, неоднократно подчеркивал их обязательную тождественность титулу царя (но ни одного титула из письменных документов не привел, наверное, режим секретности соблюдал, или его книгу подправили поздние "редакторы"). В то время этому вопросу придавалось огромное политическое значение, поскольку там содержался перечень всех земель и областей, входивших в состав государства (сейчас они в обязательном порядке указываются в отдельных статьях конституции любой страны), а также их статус (степень подчиненность царю). Из этого вытекает, что любое изменение состава государства или формы подчиненности государственных образований (земель) неминуемо должно сопровождаться изменениями в титуле царя, форме и содержании государственных гербов и печатей. Именно этим объясняются частые смены титулов и гербов в петровские времена, а не желаниями реформатора. При этом Петр I не был первопроходцем в этой сфере, до него такие же шаги предпринимали его дед (Михаил Романов) и отец (Алексей Романов) на изломе истории России. Не нужно быть профессиональным историком, чтобы понять, что принимаемые в такое время государственные акты со старыми печатями и гербами будут не действительными. Это же аксиома, не требующая доказательств. Никому не придет в голову, например, сейчас в Российской Федерации издавать официальные документы на гербовой бумаге и с печатями бывшего СССР.

В своей книге Лакиер, к сожалению, не приводит даже примерных дат появления тех или иных гербов и печатей в петровский период, что  позволило бы связать их с конкретными историческими событиями того времени.

Чтобы проследить последовательность изменений в этой сфере начнем с титула, который унаследовал от своих предшественников царь Петр I (родился в 1672 году, на престоле с 1682 года вначале в качестве “младшего” царя при Иване V, после 1696 года – единодержавный царь, с 1721 по 1725 – император). Как ни странно, но он приводится не по какому-либо официальному документу, а с большой государственной печати (а ведь имел Лакиер доступ к документам посольского приказа, может, чего-то боялся).  Вот содержание титула, приведенного в книге.

”Божиею милостию мы, пресветлейший и державнейший великий государь и великий князь Петр Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец: Московский, Киевский, Владимерский, Новгородский, царь Казанский, царь Астраханский и царь Сибирский, государь Псковский, великий князь Смоленский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятцкий, Болгарский и иных, государь и великий князь Новагорода Низовские земли, Черниговский, Рязанский, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский, и всея северные страны повелитель, и государь Иверские земли, Карталинских и Грузинских царей, и Кабардинские земли, Черкасских и Горских князей и иных многих государств и земель Восточных и Западных и Северных Отчич и Дедич и наследник и государь и обладатель”.

Несложно заметить, что в приведенном титуле царя использованы разные формулировки форм его власти над подконтрольными  землями (государственными образованиями) и, соответственно, степень  подчиненности последних: великий государь, великий князь, государь и обладатель, царь, повелитель, государь и обладатель. Это не  причуда составителей подобных титулов, а юридически точно выверенные понятия, значение которых, к сожалению, в нашей исторической литературе освещено очень слабо и достаточно противоречиво. А жаль, поскольку их смысл и значение в различные исторические периоды позволило бы лучше понять те процессы, которые происходили на Руси (в России), да и Европе в целом.

А теперь внимательно посмотрим на перечень тех земель, которыми в различных формах владел царь Петр Алексеевич в начале своей карьеры. Он содержит немало неожиданностей для современного читателя, который хоть немного знаком с официальной версией истории нашего государства.

Первое, что бросается сразу в глаза неискушенному читателю, это то, что Петр I  был, оказывается, великим князем Болгарии!!! Об этом же ни в одном источнике у нас не упоминается, а тем более – в болгарских. Возможные ссылки некоторых критиков на то, что это могла быть Волжско-Камская Болгария, не состоятельны. По всем нашим официальным историческим документам такой земли не было уже к XIV веку, поэтому нелепо связывать её  с  эпохой Петра I. Вот та причина, почему цари России в XIX веке пролили реки русской крови за освобождение этой страны от турецкого ига! Они стремились вернуть Болгарию в состав своей империи.

Не меньший интерес в титуле представляет Вятская (Вятцкая) земля, где Петр был великим князем. Достаточно заглянуть в любую  энциклопедию на статьи “Киров” или “Вятка” и правда сразу всплывает наружу. Оказывается, что Вятка и Вятская земля на карте России появились лишь в 1781 году после “присвоения” этих имен (по указу Екатерины II, более чем через 50 лет после Петра) русскому городу Хлынову и Хлыновскому краю,  хорошо известным историкам с XV века. Так, где же была эта земля в петровскую эпоху? Явно на территории Западной Европы, где жили известные славянские племена вятичей. Авторы новой хронологии истории Фоменко и Носовский в своих книгах выдвигают предположение, что Вяткой могла быть территория нынешней Швейцарии, на монетах которой до сих пор сохраняется её древнее историческое название Helvetika (созвучно Вятке), или Ватикан в Италии.

То же самое относится к Пермской земле. Для большинства граждан нашей страны город Пермь ассоциируется с легендарной древней Пермью Великой. Но даже беглое знакомство с историей города по различным популярным источникам рождает сомнение в достоверности этого мнения. И вот почему.  Точно известны время и обстоятельства возникновения этого города на Урале в XVIII веке. До этого никакой Перми, ни Великой, ни Малой, здесь не было. Возникновению города способствовал первый медеплавильный завод, заложенный в 1723 году по указанию Татищева вблизи деревни Брюхановка, которая располагалась  на берегу речки Ягошиха при впадении её в реку Каму. Завод стали именовать Ягошихинским, а поселок возле него – Ягошиха. Постепенно здесь была начата добыча других руд и различных полезных ископаемых. На территории города археологи обнаружили более 780 шахт. По мере развития производственных предприятий и возникновения вокруг них других населенных пунктов стал формироваться город. Вначале он имел уездное значение, а в 1783 году стал губернским. Точная дата перенесения названия “Пермь” на этот населенный пункт не известна, скорее всего, это вновь произошло во время правления Екатерины II.

У появившихся в этом районе новых переселенческих общин православной церкви даже собственной епархии не было до середины XVIII века. Вначале они подчинялись Вологодской, с 1621 года – Сибирской и Тобольской епархиям и лишь затем (по-видимому, после перенесения названия “Пермь” на этот город) возникла Пермская, а впоследствии – Великопермская епархия. 

И снова возникает вопрос. Какой Пермью владел Петр I, если самого города и мощного государственного образования (Пермь Великая) при его жизни на территории России не было?  Ответ вновь пытаются дать авторы новой хронологии истории Фоменко и Носовский. По их предположению это могла быть какая-то часть современной Германии  и прилегающие к ней земли, где с древних времен жили славянские племена (возможно, венды, которые образовали в свое время вендскую державу!), вытесненные впоследствии германцами. Вообще славянские племена жили на землях вплоть до реки Лабы (Эльбы). Знали, наверное, лидеры Советского Союза настоящую историю нашего государства, поскольку именно здесь они остановили наступление Красной Армии в конце Великой Отечественной войны. И западные союзники тоже не сильно возражали против такого раздела Европы.          

Не меньшей загадкой является наличие в титуле царя Петра земли  Югорской.  Официальная история под Югорской землей подразумевает некую территорию на Северном Урале. Там, по версии официальных историков, якобы были княжества хантов и манси. Это весьма спорное утверждение. Во времена царя Петра эти народы имели крайне низкий уровень развития, вели преимущественно кочевой образ жизни, крупных населенных пунктов и тем более городов, а также каких-либо дорог не имели. Более того, они жили первобытно-общинным строем, из которого их ещё советская власть длительное время пыталась вывести в XX веке.

По поводу Югорской земли кое-какую информацию находим в “Истории родов русского дворянства” П.Н.Петрова, помещенной вместе с книгой Лакиера в одном томе. Там в одном месте Бархатной книги, в которой приводится история дворянских родов, упоминается древнее название земли “Югрове”. Под этим термином явно подразумеваются территория, на которой проживали в то давнее время юго-славянские народы, предки сербов, хорватов, словенцев и других (прообраз развалившейся Югославии). Вот и получается, что в петровские времена эти земли тоже входили в состав Руси.

На этой же большой государственной печати Петр I титулован также как “государь и великий князь … Удорский, Обдорский, Кондийский и всея северные страны повелитель”. Все эти названия в современной версии истории также связывают с пустынными северными районами Урала и Сибири. Это мало вероятно по той простой причине, что они и сейчас крайне слабо освоены и мало обжиты. А  в петровское время вообще не было никаких оснований для того, чтобы именовать их княжествами.

Например, Обдорской землей называют территорию в Заполярной Сибири якобы возле устья реки Обь. Однако многим историкам известен факт, что первопроходцы-казаки в ходе освоения Сибири были твердо убеждены, что эта крупная река называлась Тобол от истоков и до устья! Никакого Обдорского княжества они в устье этой реки не находили и первыми стали создавать там населенные пункты. Так они назвали Тобольском основанный ими на  правом берегу реки Тобол город. То есть казаки были уверены в том, что это Обь впадает в Тобол, а не наоборот. Скорее всего, подмена наименований рек произошло во времена Екатерины II после многочисленных поездок в Сибирь иностранных исследователей (русским же доверить это дело никак нельзя!?). Но в результате получилась нелепость – город Тобольск, названный по имени реки Тобол, стоит теперь  на берегу реки Обь (!!!). При этом длина Оби от истоков до устья оказалась меньше, чем длина Тобола от верховья до впадения в Обь и до её устья. Обычно длина реки определяется по самому длинному притоку (как это было с Волгой).

 В связи с этим следует предположить, что Удорское, Обдорское и Кондийское княжества нужно искать где-то в Европе. Так, Кондийской землей вполне могла быть современная Фенноскандия, под которой понимается скандинавский “сапожок” вместе с Финляндией  или какая-то её часть.

Последняя фраза в титуле реформатора тоже заслуживает особого внимания –"иных многих государств и земель Восточных и Западных и Северных Отчич и Дедич и наследник и государь и обладатель”. И вот почему. На одной из его последующих печатей надпись гласила: “Петр Алексеевич, царь и самодержец Всероссийский и всея северные страны повелитель”. В нем уже не упоминаются Западные и Восточные страны, бывшие на его гербе при начале карьеры, а остались только Северные. В этой связи следует обратить внимание на то, что на одной из печатей Петра двуглавый орел имел три короны, одна из которых была королевской, а две царские. Мелочей и ошибок в таких вещах не допускали, головой за это расплачивались. Так для какого же северного государства он был сюзереном и носил королевский титул? Похоже, для Швеции!? В частности, на государственном гербе России конца XVII века, помещенном в дневнике австрийского посланника Корба, действительно находим герб Швеции (Sweria). Да и сам Лакиер упоминает о присутствии Свейского герба на нем в книге на странице 38. После этого яснее становится причина многолетней Северной войны русского царя со шведами – боролись за шведский престол, который Петр, в конце-концов, потерял и перестал "быть государем и обладателем" Швеции.

По поводу пропажи из титула Петра Восточных стран можно предположить, что эти земли (страны) тоже  отделились от империи. Интересные факты приводит свердловские краевед Всеволод Слукин в своей книге "Тайны уральских подземелий", рассматривавший некоторые события в Сибири в петровский период (тогда понятия "Урал" ещё не было, а Сибирь начиналась восточнее Волги, и город там назван соответственно Симбирск). Он сообщает, что в городе Тобольске были открыты иностранные дипломатические представительства (якобы по указу Петра I), на Урале и по Волге стали создаваться так называемые внутренние таможенные посты (это с какой стати!?). Более того, проектированием и строительством важнейших каменных зданий (церквей, монастырей и других сооружений) на Урале стали вдруг почему-то руководить тобольские специалисты (заметьте, не московские и не питерские). Все эти факты косвенно свидетельствуют о том, что Сибирь (включая и Урал) в тот период приобрела независимость и не подчинялась великому реформатору.

На другой его печати стоит ещё более короткий титул: “Петр Первый, Божиею милостию царь и повелитель Всероссийский”. Все, докатился Петр до точки, и даже земли свои уже перечислить не мог! 

Но и это не всё. В книге приводится ещё один интересный пример “новаторства” Петра Великого. На одной из его государственной печати с груди двуглавого орла вдруг пропал герб Москвы (всадник, попирающий змея)!? Вместо него там  оказался белый флаг с косым крестом, на котором распят Андрей Первозванный. Ну не бывает мелочей в таких вещах. Это  означает только одно, что Москва отделилась от "империи" Петра, как это произошло с союзными государствами в период развала СССР? Становится понятным в этой ситуациии бегство Петра из Москвы, лихорадочное строительство в болотах на берегу Балтийского моря новой столицы и глубокую ненависть к московским традициям и её жителям. Достаточно привести пример жестокой расправы Петра I  над стрельцами. Такие зверства, как правило, присущи периодам гражданских войн. По-видимому,  Петру удалось присоединить Москву с применением военной силы и расправиться со своими противниками. В результате на груди орла на государственной печати вновь появился  московский герб. Однако царь больше в Москве не жил. Было чего ему бояться!

 В 1721 году Петр I выбрал ещё более короткий титул “император”, признанный якобы всеми странами. Достаточно спорное утверждение! При жизни Петра его признали только две страны –  побежденные им Швеция и Польша. Все другие страны признали императрицей только немку Екатерину II при восшествии её на русский престол в 1762 году. Интересно было бы знать, как этот дипломатический казус решался в официальной переписке с иностранными государями?

Но вернемся к  печатям Петра Великого, или, точнее сказать, к одной его личной печати, которой он опечатывал письма к членам своей семьи и другим "близким людям". По описанию Лакиера, на ней изображена “Россия – Империя, представленная в виде статной благообразной жены с ниспадающими на плечи длинными волосами в порфире, подбитой горностаем, и закованная в латы. На голове у неё – корона, в правой руке – скипетр, в левой – держава. Фигура совершенна, кроме одной ноги, которую венценосный художник и работник, сам царь, отделывает молотом с большим усилием. Все это действие происходит на берегу Невы, по которой плывет заморский корабль, а с правой стороны возвышается Храм Славы, на котором сидит сова – символ прозорливости и мудрости. При помощи Бога (Adjuvante Jehova) густые облака невежства рассеиваются от лучей просвещения, и заботы царственного  труженика увенчаны успехом”. 

На печати имя бога Иеговы вписано на иврите в изображенную наверху пирамиду, от которой исходят лучи света.  В  совокупности эти знаки очень напоминают символы, присущие братьям-каменщикам (масонам) – молот в руках царя, пирамида, Храм Славы, бдительное око совы – сиречь “великого архитектора вселенной” Демиурга, имя бога Иеговы. При этом надо иметь в виду, что в то время символы масонства имели несколько иной вид, чем те, которые принято изображать сейчас (например, на однодолларовой купюре США), но они всё же узнаваемы. Возникает вопрос, кем же  был этот царь православного государства по своему происхождению и вероисповеданию, если на своей личной печати открыто разместил символы масонства и имя иудейского бога Иеговы, да ещё и на иврите?  Кстати, по заявлениям ряда специалистов по масонству, город Санкт-Петербург был спроектирован и построен с соблюдением всех масонских градостроительных правил.

Таким образом, книга А.Б.Лакиера "Геральдика" проливает новый свет на историю России петровского периода. Конечно, анализ геральдических знаков того времени, произведенный автором этой статьи, и выдвинутые им предположения не являются истиной в последней инстанции. Но все же они дают повод для более тщательного изучения некоторых событий в нашей истории.


Другие материалы раздела
Первая полоса