За свою жизнь Иван III Васильевич сделал для России столько, что переоценить результаты его деятельности довольно сложно. Можно сказать, что он, как лоскутное одеяло, собрал Русь по кусочкам, превратив ее в сильное государство со своей собственной идеологией. Позже заложенные им принципы единовластия и самодержавия станут фундаментом, на котором будет строиться официальная идеология Российского государства.
Внутренняя политика Ивана III, направленная в первую очередь на объединение и усиление Руси, в скором времени дала свои плоды. Первой ступенью на пути к уже международному влиянию стало то, что Ивана III признал великим русским князем правитель Литвы, также имеющий виды на этот титул. С этого времени он стал именоваться "государем всея Руси и великим князем Владимирским, и Московским, и Новгородским, и Псковским, и Тверским, и Пермским, и Югорским, и Болгарским, и иных".
Однако и признание Литвы, и уважение небольших германских княжеств были всего лишь промежуточными этапами, которые сделали Ивана III первым русским царем и самодержцем. Главным достижением Ивана Васильевича стала женитьба на Софье, или Зое, Палеолог - византийской царевне, принесшей ему возможности, которые до этого и не снились ни одному русскому правителю.
К этому времени Русь, еще в XV веке отделившаяся от Константинополя и вступившая в эпоху автокефалии, успешно восприняла и на свой лад интерпретировала идею вселенского самодержавия, свойственную византийской императорской династии. Фраза "Москва - третий Рим" как бы подводила итог самым разнообразным умозаключениям и доводам русских книжников, доказывающих, что столица Руси является преемницей христианского государства.
В 1453 году Византия пала под ударами турецких сабель. Дочь последнего императора Византийской империи, Софья Палеолог, в результате многочисленных политических интриг со стороны приютивших ее Рима и Венеции в 1472 году стала женой русского государя. Для правителя Руси этот союз означал, помимо связей с Западом, еще и веское доказательство того, что именно Москве суждено продолжать традиции павшей Византии.
Огромное значение для укрепления этой идеи имело и приданное, привезенное принцессой. Кроме легендарной "либерии" и "костяного трона", Ивану III достались титул царя и несколько православных икон - в том числе и редкая икона Божьей Матери "Благодатное небо", которая долгое время находилась в кремлевском Архангельском соборе.
Вместе с этой иконой, по легенде обладающей силой исцеления, в соборе было размещено и изображение византийского императора Михаила III, родоначальника династии Палеолог. Именно эти две реликвии окончательно утвердили преемственность Москвы и сделали Ивана III фактическим преемником византийской династии.
С этих пор и поведение, и уклад жизни, и внешняя политика Ивана III, первого русского царя и самодержца, изменились окончательно и бесповоротно. Принадлежность к великой императорской династии придала и без того властному и уверенному в себе государю еще больше величия. По свидетельствам современников, женщины от его гневного взгляда падали в обморок, а придворные трепетали и не смели сказать слова поперек. При дворе утвердились византийские порядки и обычаи, а царь значительно возвысился в глазах своих соотечественников и соседей.
Отчасти эти изменения, подкрепленные усилением Руси, отчасти уговоры и просьбы жены привели к тому, что в 1480 году Иван III решил окончательно избавиться от ига Золотой Орды. Знаменитым "стоянием на реке Угре" закончилась эпоха владычества монголо-татар. Международный авторитет русского государя вырос еще больше, а дальнейшие победы над Литвой, Швецией и Ливонией усилили его еще больше.
Благодаря внешней политике Ивана III позиции Российского государства на международной арене значительно окрепли. Женитьба на византийской принцессе принесла России дипломатические отношения с Западом, а победа над монголо-татарами и союз с крымским ханом - признание Азии. С этих пор великие князья московские встали вровень с правителями самых крупных держав. Россия наконец получила международное признание.