Непростое время сегодня переживает наша Православная Церковь.
И Патриарх у нас замечательный -- интеллектуальнейший умница с несомненным даром проповеднического слова-размышления.
И гонений никаких нет уже четверть века, напротив, все архиереи властью обласканы и в своих епархиях почти ни в чем не имеют отказа по «линии цезаревой» -- почти во всех епархиях открываются семинарии и духовные академии, богословские степени уже приравниваются к степеням светской науки, так что, глядишь, дойдет дело и до богословского отделения в Российской Академии наук.
И с храмами православными ситуация выправляется просто семимильными шагами – одна только московская программа «200 храмов» чего стоит, а ведь возрождение храмов и обителей Москвой совсем не ограничивается, в регионах тоже успехи потрясающие.
Так в чем же проблема, спросите Вы, когда все настолько великолепно?
Нет никаких проблем, однако есть масса мелких «вопросиков», которые способны сильно расстроить любого гражданина (тем более -- православного христианина), сколь малыми бы они не казались.
Так, против строительства храма на бывшем пустыре вдруг возникает некая группа граждан, заявляющих, что именно в этом неухоженном месте им приятно гулять со своими детьми и потому храму здесь не место, хотя бы даже проектом предусматривалась прекрасная детская площадка на храмовой территории.
Такие группы возникают, якобы, совершенно спонтанно, но степень их организованности в противодействии настолько велика, что сразу чувствуется рука закулисного хорошего организатора – вспомните, например, чего стоит собрать жильцов на любое общедомовое собрание и сравните с координацией действий такой группы противников строительства храма вместо бывшей помойки.
Далее, в прекрасные новые храмы просто катастрофически не хватает хороших настоящих священников, способных личным примером показать своим прихожанам величие, красоту и спасительность православия и вокруг которых может сплотиться церковная община. Понятно, что хорошие батюшки во все времена были товаром «штучным», но тут еще наложился и жесткий семидесятилетний период, когда священство и расстреливали, и ссылали, и просто загоняли за все мыслимые «Можаи» -- ясно, что духовная школа понесла потери немалые.
Отсюда понятно, почему большинство сегодняшних священников, как правило, совсем еще молоды и лишь единицы из них способны к тому уровню проповеди и горения в служении, который только и может привлечь к себе первоначально осторожно-настороженных местных жителей.
Но о таких проповедниках все узнают лишь после их смерти (как, например, в случае иерея Даниила Сысоева), зато о любых «проколах» церковнослужителей СМИ сообщают немедленно и шумно, с активными перепостами, публичными опросами медийных персон и внимательнейшим разглядыванием самых мелких швов на изнанке священнических одежд.
Грустно и неприятно, что почти единственным предметом внимания СМИ к православной жизни России становятся либо гонки на иномарках неких иеромонахов, либо скандальное увольнение из МГУ профессора Андрея Кураева, протодиакона «всея Руси» и талантливейшего миссионера, не побоявшегося открыто поднять вопрос о наличии голубого лобби среди российских архипастырей и о «духовной» атмосфере некоторых семинарий.
Да, хотелось бы более интересных публикаций о православии и его сегодняшних подвижниках, однако нет смысла упрекать СМИ, которые в подавляющем своем большинстве реагируют ровно на те информационные поводы, которые им предоставляет сама РПЦ своей жизнью – и здесь нам снова порадоваться особо и нечему, поскольку не всегда умеют церковнослужители даже отнюдь не низших уровней соразмерять свое «пастырское» слово с его мирским отражением в прессе.
Не так давно мы вспоминали и явные церковно-уголовные неуклюжести в деле «пусек», и, на примере новосибирской постановки «Тангейзер» отмечали, что прозвучавшая в Новосибирске возмущенно-запретительная позиция Церкви оказалась более похожей на элемент хорошо подготовленного пиар-спектакля, что вполне естественно для ищущих славы и сенсаций СМИ, но никак не соответствует уровню епархиального управления и митрополита Тихона.
Не соответствует своему официальному уровню руководителя Синодального отдела РПЦ и недавнее чрезмерное внимание, проявленное отцом Всеволодом Чаплиным к очередной
Разве
Неужели это стало для него откровением?
Но, даже если допустить подобную неискушенность отца Всеволода, как высокопоставленного чиновника, облеченного немалым опытом церковной власти, стоило ли вообще реагировать и как-то комментировать подобный самопиар?
Неужели отцу Всеволоду не было очевидно, что абсолютно любой его комментарий окажется очередным ведром бензина в костер неукротимого славолюбия Ксюши, и, по сути, автоматически поставит его в число участников пиар-компании по раскрутке моноспектакля «Не забывайте про Ксюшу Собчак»?
Разве пристало Синодальному отделу Патриархии даже отчасти уподобляться пиар-агентству?
Потому и говорим мы, что непростое время сегодня переживает наша Православная Церковь, так как раз за разом наблюдаем подобные непродуманные реакции даже зрелых и опытных церковночиновников, вольно или невольно позволяющих использовать вес и авторитет церкви в откровенно рекламных компаниях скандальных персонажей.