Загадки истории города Твери

Загадки истории города Твери

При всей ясности истории города Твери вокруг него имеется немало загадочного. Как мы выяснили ранее, ссылки историков на то, что название города упоминается в каких-то древних документах, совершенно не означает, что речь в них идет именно о современном городе с этим названием.


Это целиком и полностью относится к Твери.

По официальной версии первые упоминания о городе с этим названием датируются по одним документам 1147 годом, а по Лаврентьевской летописи ? 1208-1209 гг. С 1246 года он являлся центром Тверского княжества, в 1485 году город был присоединен к Московскому государству. Имел торговые связи с Кавказом, Ближним Востоком, Средней Азией и Прибалтикой. В перечне регионов, с которыми Тверь поддерживала торговые отношения, обращают на себя внимание его преобладающие связи с южными регионами, что в целом нетипично для городов Северо-Западной России.

Интересные моменты выясняются с первого момента знакомства с реальной (а не летописной) историей современного города Тверь.

Оказывается, на его территории нет следов древних каменных строений, развалин крепостных стен и других артефактов, свидетельствующих о его славном летописном прошлом и древнем происхождении. В других европейских странах таких свидетельств полно, а в Твери их нет. Странно все это, не похоже чтобы татаро-монголы причинили городу такие ужасающие разрушения и не оставили даже развалин каменных строений.

Точно известно, что интенсивная застройка в современной Твери началась … с 1763 года. Лишь после этого в 1775 году (во время царствования императрицы Екатерины II) город Тверь стал губернским городом. Другими словами, Тверь, по сути, и в город-то была преобразована лишь в конце XVIII века.

Местные краеведы признают, что в Твери не обнаружено ни одного каменного строения, созданного ранее XVII века. Там нет даже намёков на крепостные стены, какие-либо укрепления или даже фундаменты от них. И вообще, по сообщениям местных краеведов, археологические раскопки здесь проводились от случая к случаю и, в основном, силами энтузиастов. Знали, наверное, специалисты-историки, что искать на этом месте особенно нечего.

А ведь в летописных источниках утверждается, что Тверь была даже великокняжеским городом. Не в деревне же жили великие князья.

Наибольшую известность город приобрел в XIV веке во времена правления великого князя Михаила Ярославича Тверского. Город даже конкурировал с Москвой. В древних исторических документах не раз упоминалось о противостоянии тверских и московских князей, об ожесточенной вооруженной борьбе между ними. Наибольшую остроту эта борьба приобрела во время правления Ивана III.

Город несколько раз становился объектом нападения московского войска, которое брало его штурмом. Утверждается даже, что после очередного взятия Твери царь приказал разобрать крепостные стены до основания (видимо, ему нечем было больше заняться). В это трудно поверить по той простой причине, что Тверь после её захвата, надо полагать, вошла в состав московского государства, и разрушать свою собственность царю не было никакого смысла. Тем более что крепостные стены были необходимы для защиты города от внешних врагов. Такой поступок можно охарактеризовать, по меньшей мере, как не дальновидным, но царь таким явно не был. Эта информация, скорее всего, была "вброшена" романовскими историками с целью скрыть причины отсутствия следов укреплений в современной Твери.

Интересные факты по поводу Твери содержатся в книге А.В.Карташова "Очерки по истории русской церкви", изданной в 2007 году. В ней, в частности, рассматривается эпизод борьбы за митрополичий стол в Литовской Руси (была, оказывается, и такая Русь!).

Главой русской церкви в то время был Константинопольский патриарх, а московские цари и митрополиты стремились к церковной самостоятельности (автокефалии) и присоединению Литовской Руси к Московскому государству. Так вот в 1472 году митрополитом русской церкви в Литовской Руси неожиданно для всех стал… тверской монах Спиридон по прозвищу "Сатана". При этом его назначение патриархом состоялось не только без согласия Москвы, но и без рекомендации литовских властей.

Кто же оказал Спиридону такую влиятельную протекцию? Им оказался … турецкий султан Магомет II! Это свидетельствует о том, что та древняя Тверь была, по-видимому, в сфере влияния турецких султанов и находилась недалеко от Константинополя. Иначе, с чего бы это мусульманину так радеть о благе литовских и русских христиан?

Карташов, приверженец официальной версии истории России, называет поступок Спиридона "смелым". Он не сомневается в том, что человеку из российской глубинки (современной Твери) нужно было иметь большое мужество для того, чтобы попасть в далекий Константинополь и тем более получить столь высокую должность.

В той же книге Карташов неоднократно упоминает о том, что литовские и московские князья в борьбе за патриарший стол в разваливающейся древней Руси и получение церковной автокефалии достаточно часто обращались за политической и финансовой помощью к тверским князьям и их протекцией перед Константинопольскими патриархами. А это опять-таки свидетельствует о том, что тверяки проживали совсем рядом с византийской столицей.

Зная социально-экономическое состояние Твери в последние два-три столетия, сложно себе представить, чтобы этот небогатый город, расположенный в глуши и на большом расстоянии от центра тогдашнего политического мира — Константинополя, мог иметь такое влияние на мировые события.

Вообще-то этот летописный город в древности назывался Тиверь (или Тферь), а не Тверь, подчиненные ему земли – Тиверией. Его жители назывались тиверцами.

По различным историческим документам большие группы тиверцев постоянно проживали… в КОНСТАНТИНОПОЛЕ и имели крепкие связи при дворе Византийских императоров. И когда в город прибывали русские князья и делегации они всегда находили у них помощь и поддержку, а также служили им переводчиками. К этому следует добавить, что, так называемая, "русская партия" (то есть тверская) в столице Византийской империи оказывала значительное влияние на решение различных государственных проблем. Эти факты признаются многими историками.

В связи с вышеизложенными доводами, возникает предположение, что Тиверь того времени находилась где-то в Малой Азии или на Ближнем Востоке и тверскому монаху Спиридону не зачем было совершать слишком уж большой путь до столицы Византийской империи, чтобы получить сан митрополита Литовской Руси ранее московских и литовских претендентов.

Носовский и Фоменко в своей книге "Новая хронология Руси, Англии и Рима" считают, что Тверью в XII — XIV веках мог у русских называться … сам Константинополь!

Со ссылкой на статьи Т.Б.Князевской "Русское подвижничество", они приводят информацию о том, что историками "одно время ТВЕРЬ ВОСПРИНИМАЛАСЬ КАК НОВЫЙ КОНСТАНТИНОПОЛЬ". В ранних изданиях своих книг они предполагали, что этим городом в более древние времена мог быть … ИЕРУСАЛИМ! Ведь не зря же знаменитое озеро в Израиле недалеко от этого города носит название Тивериадское, и православная епархия в тех краях всегда была очень влиятельной в русской церкви, да и сейчас продолжает играть важную роль в христианском мире.

Любопытную информацию по этому поводу дают сохранившиеся отрывки сочинения инока Фомы "Слово похвальное", написанного предположительно после 1453 года (это был год взятия Константинополя якобы турками!!!) и посвященного великому князю Борису Александровичу Тверскому (годы жизни 1425-1461). В этом документе Фома называет великого князя "великим царем, самодержцем, царем царей" и сравнивает его с Моисеем "И одни Моисеем его именуют, с божьей помощью Новым Израилем, богом спасаемым городом Тферью мудро правящим". Инок прямо указывает, что великий князь "царствует в богом обетованной той земле" и что он "пас и строил Новый Израиль, богом спасенный град Тферь". Более того, там указывается, что Борис Александрович "избрал Давида, раба своего, пасти Израиль в достояние свое", то есть назначил вместо себя управителем этой земли некоего Давида, который должен был блюсти его интересы.

И получается, что с точки зрения монаха Фомы, жившего в XV века, Тверь – это Новый Израиль, расположенный в земле обетованной, а Давид – это, по-видимому, был первый иудейский царь.

Из летописей известен также такой факт. После присоединения Тверского княжества царь Иван III Васильевич Грозный решил лишить его самостоятельности, разделить его земли и раздать их в вотчину своим приближенным. Вначале он выделил земли царским детям, но их оказалось мало для управления подконтрольными территориями. Тогда он стал награждать землями боярских детей, но и их было недостаточное количество. Пришлось привлечь к управлению этими землями детей купеческих. В летописи не говорится, сколько людей было задействовано в этом процессе, но ясно одно – это была огромная территория и она явно не имела ничего общего с размерами российской Тверской губернии. Вероятнее всего, это была какая-то часть Византийской империи (а может быть и вся империя).

Гордостью всех жителей Твери является их знаменитый земляк — купец и путешественник Афанасий Никитин, который, как утверждается, первым из европейцев совершил путешествие в Индию и написал об этом путевые заметки "Хождение за три моря". В 1955 году на берегу Волги благодарные потомки поставили ему памятник. Вот только вокруг этой личности, оказывается, также имеется немало загадок.

Начнем с того, что не известно его отчество, дата рождения и точный маршрут его путешествия. В БСЭ указывается, что его знаменитый вояж был совершен в 1466 – 1472 гг. Он побывал якобы на Кавказе, в Персии, Индии и на обратном пути в Крыму. Даже точный маршрут его указан – по Волге, Каспийскому морю в Персию, по Аравийскому морю в Индию и обратно через Трапезунд (Турцию) и Черное море. А в Советском энциклопедическом словаре (СЭС) указывается, что его путешествие состоялось в 1471 – 1474 гг. и посетил он, кроме Индии и Персии, на обратном пути африканский берег (Сомали), а также Маскат (ныне столица Омана) и Турцию. Про Кавказ и Крым СЭС почему-то умалчивает!?

Г.В.Носовский и А.Т.Фоменко в книге "Стамбул в свете новой хронологии" указывают, что известность запискам А.Никитина "Хождение за три моря" придал Н.М.Карамзин, который якобы нашел один из его списков (всего их насчитывается шесть) в библиотеке Троице-Сергиевской лавры в историческом сборнике, названным им Троицкой летописью. Не исключено, что в ходе изготовления этих копий записки Никитина подвергались какой-то редакции. Из приведенных в других статьях фактов (например, по истории Перми и Вятки) можно судить об "объективности" Карамзина.

Авторы книги "Стамбул в свете новой хронологии" при анализе записок А.Никитина обратили внимание на ряд особенностей, которые трудно объяснить с позиции современного жителя Твери.

Тиверец Никитин, например, превосходно владел тюркским, арабским и персидским языками. Он не только грамотно излагал свои мысли на этих языках, без труда переходя на них с русского, но даже творил на них христианские молитвы!? Любой филолог может подтвердить, что такого совершенства в познании чужих языков человек может достичь только в том случае, если он непосредственно живет вместе с теми народами, язык которых он изучает, или непосредственно соприкасается с ними. Таких народов в окрестностях современной Твери никогда не наблюдалось и едва ли сейчас в этом городе можно найти человека с подобным уровнем знания хотя бы одного из этих сложных языков, тем более в среде современных купцов-бизнесменов. Не простой, по-видимому, человек был этот Афанасий Никитин!

Далее, из содержания его книги невозможно определить точный маршрут его путешествия. Какие три моря он преодолел, путешествуя в Индию? Почему в ней не упоминается о преодолении каких-либо гор или пустынь, которые он никак не мог миновать, если бы шел из России через Кавказ в Персию (по маршруту, указанному в БСЭ)?

Скорее всего, Афанасий Никитин начинал и заканчивал свое путешествие в старой Тиверии, расположенной в то время где-то на юге. Три моря, которые ему пришлось преодолеть на пути в Персию и Индию, это, вероятнее всего, Средиземное, Красное и Аравийское моря. В этом случае объяснимо и его посещение африканского побережья (Сомали) и Маската (Омана) на Аравийском полуострове, о которых говорит автор статьи в СЭС.

Как видно из вышеприведенных доводов, древнерусская Тверь или Тиверия, скорее всего, в древности действительно находилась значительно южнее современного города и "переехала" в российскую глушь лишь в XVI — XVII веках, а может и позже. С тех пор тверяки (тиверцы) почему-то перестали использовать при общении арабский и персидский языки, да и тюркские языки, наверное, знают немногие. Заметно снизилась и их роль в истории России. Так что есть над чем поразмыслить современным тиверцам в отношении истории своего родного города!


Другие материалы раздела
Первая полоса