Валаам – святое место России

Валаам – святое место России

Очень часто российские граждане в бытовых разговорах упоминают о посещении Валаама (совершонном или планируемом).


Под этим словом в большинстве случаев имеется в виду Валаамский Спасо-Преображенский ставропигальный мужской монастырь русской православной церкви, который ежегодно посещают около 100 тыс. человек, из них 90 тыс. человек составляют туристы, 10 тыс. – паломники.

Но Валаамом часто в просторечии называется Валаамский архипелаг, расположенный в северной части Ладожского озера. Он является природным заповедником, имеющим общую площадь 36 кв. км (с прилегающим водным пространством) и насчитывающим более 50 малых островов. Архипелаг является популярным туристическим направлением, своего рода Меккой для любителей туризма и рыбаков. Расстояние от него до Санкт-Петербурга по воде составляет 220 км, автомобильными дорогами – 316 км.

Кроме того, самый большой из островов этого архипелага тоже называется Валаам, от него и произошло название архипелага. Он имеет площадь 27,8 кв. км, его длина – 9,6 км, ширина – 7,8 км. На этом острове и расположен мужской монастырь. На острове имеются два внутренних озера площадью около 100 га, соединенные между собой и Ладожским озером каналами, и девять небольших лесных озер-ламб. На территории острова насчитывается более 480 видов растений, многие были культивированы монахами. Сохранились сады с более чем 150-летними плодовыми деревьями.

На острове имеется также мирской (светский) поселок Валаам (численность населения – более 450 чел.), административно входящий в состав Сортавальского городского поселения. Однако Сортавалы отделяет от острова расстояние в 42 км, при этом между ними отсутствует какое-либо муниципальное транспортное сообщение. Все перевозки осуществляются частными лицами и кампаниями.

В связи с этим жители поселка Валаам выступают за создание отдельного Валаамского сельского поселения. Этот спор вышел на уровень верховных судов Карелии и РФ, которые признали за поселком право на создание самостоятельного сельского поселения. Но воз и ныне там. В этом споре живейшее участие приняли и церковные власти (вплоть до патриарха Алексия II), считающие всю территорию острова сферой влияния мужского монастыря, и поэтому они выступают против наделения поселка самостоятельностью.

Топонимику названия острова пытаются найти в первую очередь в финно-угорском языке и считают его производным от слова «валаамо» – высокая (горная) земля. Однако высоты местности острова (от 5 до 58,3 м над уровнем моря) вряд ли могли чем-либо впечатлить аборигенов этих мест и способствовать появлению такого названия, поскольку рядом в Карелии есть места, где горные массивы имеют и большую высоту.

Вероятнее всего это название связано с именем библейского пророка (волхва) Валаама, который «предрек великую будущность Израиля, как народа, из среды которого взойдет звезда, имеющая затмить всякое земное величие» (то есть Христа). Отсюда возникает крамольная мысль, из среды какого народа вышла эта «звезда», если пророка с древних времен почитали на Руси (в России) и какая страна подразумевается под термином «Израиль». Вот отчего, по-видимому, возникла и культивируется финно-угорская версия названия острова. Подальше от греха.

Как сказано выше, главным объектом посещения острова для подавляющего числа туристов является Валаамский Спасо-Преображенский ставропигальный мужской монастырь, с давних времен ставший предметом почитания верующих христиан. Он находится под непосредственным управлением Патриарха Московского и Всея Руси, и объявлен памятником русского зодчества.

К монастырю приписаны 15 отдельных скитов, расположенных в разных местах острова и на близлежащих островах архипелага,и три скита на других островах Ладожского озера. На самом острове и близлежащих к нему островах расположены: скит Всех святых (самый первый и самый большой); Никольский; Ионна Предтечи; Коневский; Авраамиевский; Воскресенский; Гефсиманский; Смоленский; Свято-Владимирский (на его территории находится музей монастыря); Александра Невского; Александро-Свирский (на Святом острове); Ильинский (на острове Лембос); апостола Андрея Первозванного (на Сухом (Оборонном) острове); Германа Аляскинского (на Байонном острове); Казанский. На отдаленных островах Ладожского озера находятся следующие скиты: Германовский (на острове Сюскюянсаари); Сергиевский (на острове Путсаари); Тихвинский (на острове Воссинансаари).

Скит включает, как правило, церковь (может иметь даже две и более) и келейные (жилые, служебные) корпуса, а также прилегающие к нему монастырские земли, которые используются монахами для выращивания пшеницы и других злаковых культур, а также овощей и фруктов. Земли вокруг скитов также являются предметом спора со светскими властями поселка Валаам. Некоторые скиты открыты для посещения туристов, однако большинство закрыты для посещения. Монастырь отличается строгими правилами. По сообщению игумена Мефодия, из-за строгости правил монастырь покидают до половины пытающихся начать здесь свою жизнь. В неофициальных источниках утверждается, что из каждых 20 прибывающих трудников (кандидатов в монахи) в монастыре остается и принимает постриг только один.

Время основания монастыря точно не известно: предания связывают появление обители с путешествием Андрея Первозванного из Киева в Новгород, а это I век н.э., что считается совершенно неправдоподобным. Оно основывается на утверждении о том, что Русь крестилась в X веке. Есть версия основания монастыря на Валааме в X веке, которая опирается на житии преподобного Авраамия Ростовского.

Валаамский монастырь упоминается также в житии Савватия Соловецкого, датируемого XIV веком. Достоверной считается версия основания монастыря в 1407 году, изложенная в «Сказании о Валаамском монастыре». К началу XVI века на острове жили около 600 монахов. Остров, выбранный для обители, оказался беспокойным местом, несколько раз монастырь разоряли шведы в ходе Северной войны. В 1715 году Петр I по просьбе архимандрита Кирилло-Белозерского монастыря издал указ о восстановлении Валаамской обители, разрушенной шведами. После этого началось восстановление и развитие монастыря. Пик развития пришелся на XIX век.

После Великой Октябрьской социалистической революции Валаам отошел к новообразованному государству – Финляндии. Для валаамской братии наступили тяжелые времена. Финские власти начали кампанию дерусификации, православная церковь и её приверженцы подверглись преследованию со стороны лютеранской церкви страны. Произошел раскол в её рядах. Братия монастыря пыталась сохранить прежние устав и веру. Но в 1930 году на остров высадился финский десант и навел порядок. Часть «старостильных» монахов была вынуждена покинуть остров и уехать на Балканы, в США, а часть – приняла новые требования финских властей.

Во время советско-финской войны остров оказался в зоне военных действий. Монастырская братия (все уже финские граждане), вместе со святынями и архивами, эвакуировалась в местечко Хейнявеси, где был основан Ново-Валаамский монастырь – на нынешний день единственный мужской православный монастырь Финляндии.

В 1941–1944 годах остров вновь был оккупирован Финляндией. После его освобождения в монастыре была открыта школа боцманов и юнг Балтийского флота. Началось заселение острова советскими гражданами из различных регионов СССР. В 1950-х годах в монастыре был размещен дом инвалидов войны и труда, который был переведен на материк в 1984 году. С 1960-х годов остров стали посещать туристические теплоходы. В 1979 году был организован музей-заповедник, начались восстановление и реставрация отдельных зданий.

Валаамский монастырь вновь был возрожден лишь в 1989 году. 13 декабря на остров ступили первые шесть монахов. Начались работы по восстановлению и реконструкции церквей и обителей. В настоящее время в монастыре (включая скиты и подворья) количество насельников составляет более 200 человек, постоянно на острове работают от 30 до 40 трудников.

Туристы, прибывающие на остров, из Монастырской бухты поднимаются по лестнице мимо монастырского сада и попадают в центральную усадьбу монастыря на горе Фавор. Здесь расположен Спасо-Преображенский собор, в котором покоятся мощи святых Германа и Сергия – основателей обители. На территории усадьбы расположены еще старые Успенская церковь, трапезныеи новый храм в честь Валаамской иконы Божией Матери.

В монастыре обычно можно попасть на небольшие выступления монастырского хора – голоса исполнителей действительно великолепны. В лавке есть диски с записями песнопений и светской музыки в исполнении ансамбля. Недалеко от усадьбы расположено Игуменское кладбище среди старого дендрария декоративных кустарников. Здесь можно увидеть церковь Преподобных Отцов с живописной аркой-звонницей.

Остров пользовался большой популярностью в России, начиная с XIX века. Его посещали русские императоры и члены императорской фамилии, знаменитые писатели и поэты, художники и ученые. Валааму посвящались произведения писателей и художников, научные труды и исследования.

Остров и расположенные на нем монастырские обители давно считаются святыми местами. Поэтому не иссякает туда поток туристов и паломников, стремящихся прикоснуться душой к истории нашей страны и православной церкви, почерпнуть духовной силы.


Другие материалы раздела
Первая полоса