Философия Бердяева

Философия Бердяева

Николай Бердяев – выдающийся русский мыслитель, который успел проделать путь от Марксизма до экзистенциализма и персонализма.


Несмотря на то, что русская философская школа так и не сформировалась в структурированное, объемное, осознанное и влиятельное направление по сравнению с европейской, у нас все равно были философы и мыслители, сумевшие внести не только большой вклад в мировую науку, но и резонировать своими высказываниями.

Ключевые моменты, повлиявшие на Бердяева

Бердяев был одним из выдающихся представителей данного направления, притом, что его путь начинался с отчисления из университета. После этого малоприятного события, мыслитель отправился в Вологду и уже в 1899 году была напечатана первая его статья в журнале «Die neue Zeit», посвященном в основном марксизму.

В 1920 и 1922 году Бердяева дважды арестовывали, причем за вторым арестом последовала высылка мыслителя за границу с предупреждением, что если его задержат на границе СССР, то философа ждет расстрел. С этого и началось знакомство Бердяева с немецкими представителями философских течений того времени, среди них был Шелер, Кайзерлинг, а также Шпенглер. Общение с ними привело к изучению трудов Франца Фон Баадера, а затем Якоба Бемё.

Сам философ большую часть своей жизни считал себя изгнанником, который пережил несколько режимов, три войны, четыре тюремных срока, а также чуть не был сослан пожизненно на каторгу. Три года он прожил на севере. В связи с этим восприятие философа формировалось в большей степени по пути экзистенциализма, отодвигая на задний план рациональный идеализм, присущий ему в ранние годы до всех пережитых потрясений.

Основная философская мысль Бердяева

Бердяев выражает свою мысль, как философию духа. Он считает, что бытие вторично, а дух первичен. Он отождествляет дух со свободой, с творчеством, с актом созидания. Формируя свое уникальное видение он обращается к таким метафизикам, как Достоевский, также не исключает мысль Беме и Канта и в большей степени склоняется к господству самопознания на всех этапах жизненного пути.

Его философия не лишена некоего мистицизма, в своих трудах он сопоставляет совершенно разные школы и направления, обращаясь не только к классике, но и к индийской, греческой буддийской философии. В поле его восприятия также оказались такие направления, как каббала, неоплатонизм, теософия, антропософия и многие другие.

Как уже было сказано выше, ключевыми аспектами в жизни он считал свободу, дух, творчество. При этом он утверждал, что свобода – это естественный и единственный источник творчества, вводя следующие понятия:

  • Царство духа;

  • Царство природы;

  • Объективация;

  • Трансцендирование.

Царство природы нас сковывает и мы не в силах разорвать оковы природы обычными физическими путями по мнению Бердяева. Это и есть объективация с его точки зрения. Трансцендирование – это один из способов, который разрывает эти самые оковы, оно подразумевает творческий прорыв.

Стоит также отметить, что дуализм метафизики в учениях Бердяева заключается в Боге и свободе. Впрочем, многие философы-экзистенциалисты обращались к Богу, религии и их трактовке. Бердяев привнес нечто новое в рамках своего восприятия этих понятий, определяя все через творчество, свободу духа и самопознания.


Другие материалы раздела
Первая полоса