Реформы Никона

Реформы Никона

Одной из наиболее видных фигур русской православной церкви является патриарх Никон.


В миру патриарха Никона звали Никита Минов. Родился будущий вершитель православной и русской истории в 1605 году в крестьянской семье. В 12 лет он ушел в монастырь, где много читал и получал знания. Однако монашеский сан Никита не принял - отец решил вернуть его домой. Позже Никита женился и стал занимать должность причётника в сельской церкви. Благодаря своему тонкому уму и немалой образованности, он вскоре стал священником. За короткое время он успел так прославиться, что был приглашен в Москву, где руководил приходом в течение 10  лет.

После потери троих детей он и его жена постриглись в монахи. При постриге ему было дано имя Никон. После того как Никон стал игуменом, он явился в Москву решать дела своей обители. Там он лично встретился с царем Алексеем Михайловичем, поразив его своей суровостью и сильными речами. Так началось его сближение с царем, который вернул Никона в Москву и сделал архимандритом. Его частые беседы с государем еще более возвысили Никона, и уже в 1648 он стал митрополитом Новгорода. Через четыре года, после кончины патриарха Иосифа, Никон занял его место.

Никон с самого начала своего служения часто замечал ошибки, которые допускались в богослужебных книгах. Став патриархом, он решил ошибки исправить. Оговорив данную необходимость с архипастырями и, дождавшись Арсения Суханова, который привез с Востока множество древних рукописей, написанных на греческом языке, он с усердием принялся за дело.

Прежние исправители книг затаили обиду на патриарха, что впоследствии привело к великому противлению. После того, как книги были исправлены, Никон созвал архипастырей, которые одобрили книги, и собор постановил вводить их во всех церквях. Старые книги отбирались и сжигались. Однако данные новшества принимали не все, к тому же, в исправлениях многие церковники усмотрели сговор Никона с католической церковью. К недовольным присоединились старые исправители ошибок - так начался великий церковный раскол.

Приверженцев Никона стали называть никонианами, а остальных староверцами или раскольниками. Староверцев объявили еретиками, их казнили и ссылали на каторгу. Раскол, вначале касающийся только православной веры, перешел в политическое недовольство. Староверы были против переписи и рекрутчины, они отрицали бритье бород и стрижку волос, критиковали тех, кто употреблял сахар, кофе и ел картофель.


Другие материалы раздела
Первая полоса