«Броневик, с которого Ленин, похоже, никогда не слезет»

«Броневик, с которого Ленин, похоже, никогда не слезет»

16 апреля 1917 года Владимир Ленин прибыл в Петроград из эмиграции


6 апреля 1917 года Ленин прибыл из эмиграции на Финляндский вокзал Петрограда. Немцы знали, зачем они разрешили Ленину ехать в Россию. А знали ли миллионы русских, зачем к ним приехал Ильич, в эфире радио Sputnik рассказал обозреватель Владимир Бычков.

«Ильича встречали организованно и торжественно. На перроне стоял почетный караул. На вокзальной площади и прилегающих улицах собрались десятки тысяч рабочих. Но вот тут надо сделать небольшую поправочку в трудах советских патентованных историков. Большинство этих рабочих пришли вовсе не встречать будущего вождя мирового пролетариата. Они вышли на демонстрацию против Временного правительства. Но умелые большевистские лидеры блестяще сумели воспользоваться моментом – они увлекли демонстрантов на встречу Ленина. И еще одна ремарка: до 1917 года Ильича мало знали в народе, да и сам он особо не «светился», чтобы лишний раз не напоминать о себе Охранному отделению. Далее. Никакой кепки на Ленине, ставшей впоследствии знаменитой, не было. Он был в котелке. Когда вождь выходил из вагона, грянула «Марсельеза», а вовсе не «Интернационал», как потом вспоминали некоторые забывчивые товарищи. Командир караула – балтийский моряк – отсалютовал Ленину, а Ильич по рассеянности в ответ приложил ладонь к котелку. Впрочем, он был человек сугубо гражданский. Позднее вождь такое проделывал неоднократно уже будучи в кепке. На выходе из вокзала рабочие помогли Ленину взобраться на двухбашенный броневик «Остин-Путиловец». Полный текст речи, произнесенной с броневика, не сохранился, но общий смысл таков: «Да здравствует мировая социалистическая революция!» Гремел оркестр. Вокруг, как вспоминают свидетели, «море штыков и красно-золотых знамен и лозунгов». Причем, подозреваю, что не все собравшиеся верно понимали смысл происходящего. Ну, как в «Золотом теленке»:

«Деревня встретила головную машину приветливо. Но обычное гостеприимство носило довольно странный характер. Видимо, деревенская общественность была извещена о том, что кто-то проедет, но кто проедет и с какой целью - не знала. Поэтому на всякий случай были извлечены все изречения и девизы, изготовленные за последние несколько лет. Вдоль улицы стояли школьники с разнокалиберными старомодными плакатами: "Привет Лиге Времени и ее основателю дорогому товарищу Керженцеву", "Не боимся буржуазного звона, ответим на ультиматум Керзона", "Чтоб дети ваши не угасли, пожалуйста, организуйте ясли". Кроме того, было множество плакатов, исполненных преимущественно церковнославянским шрифтом с одним и тем же приветствием: "Добро пожаловать!"»...

После митинга броневик с Лениным поехал к Матильде Кшесинской. Нет, не к балерине, а к ее особняку – великокняжеская любовница съехала из него после Февральской революции. Позднее перебралась из города на юг, а потом и вовсе за рубеж. А в ее особняке расположилась штаб-квартира большевиков. Всех, конечно, страшно интересует: когда же Ильич слез все-таки с крыши броневика? Хочется сказать – никогда. Памятник «Ленин и броневик» и по сей день стоит у Финляндского вокзала. А живой Ильич, видимо, вскоре после начала поездки перебрался в кабину броневика – и продолжил триумфальное шествие к особняку Кшесинской. Кстати, в этот же день, 16 апреля, в 1859 году скончался французский историк Алексис де Токвиль. Я недаром вспомнил о нем. Он – автор знаменитой книги «Старый порядок и революция». В ней Токвиль, в частности, пришел к выводу, что Французская революция произошла из-за того, что с середины XVIII века главными политическими деятелями в обществе и «властителями дум» стали… литераторы, энциклопедисты и философы. Казалось бы парадоксально. Впрочем, умные люди это заметили тогда же. Екатерина II после начала Великой французской революции приостановила печатание собрания сочинений Вольтера, а уже напечатанные тома распорядилась сжечь. Умная женщина! Хоть и с опозданием, но она сумела связать причины со следствиями. Кровавыми последствиями. Почему в России в 1917 году таких умных людей оказалось мало? Ну как же! Задумали революцию в белых перчатках. Прекраснодушие удивительное! Чеховские обыватели в квадрате, которые были убеждены, что свежее молоко раздается стаканами всегда по утрам, несмотря ни на что. А ведь рядом, совсем неподалеку, жил-был человек, тоже писатель, который был убежден, что «если враг не сдается, его уничтожают». Насчет литераторов. Утверждение об их тотальном влиянии применимо и к нашей истории. Кто были у нас властителями дум лет эдак за пятьдесят до 1917 года? Писатели и литературные критики. А как мы изучали, скажем, историю России XIX века? По Гоголю, Пушкину и Тургеневу. А еще стоит добавить Белинского, Писарева и Венгерова. Странно, конечно. Какую-такую империю на одну шестую часть света могли построить ноздревы и маниловы? Максимум – среднестатистическое европейское захолустье типа Курляндии.

Подумайте: а почему никто и никогда не изучал британскую историю по Шекспиру и Диккенсу или американскую по Эдгару По? Скажем, по «Королю Лиру» или по «Гамлету»? Но в случае с Британией все почему-то хорошо понимают, что Лир, Офелия и Джульетта – это литературные персонажи, не более, а Британская империя – это Генрих VIII, Веллингтон, Дизраэли, Елизавета. А у нас «Мертвые души», по своей сути анекдот, рассказанный Гоголю великим Пушкиным, возведен в ранг документального исторического свидетельства. И по этой поэме мы поколениями изучали историю России первой половины XIX века. Это то же самое, как познавать вкус блюд по картинкам, а любовь – по книге Дарвина «Происхождение видов».

Источник: https://ria.ru/radio/

Другие материалы раздела
Первая полоса