Филососфия в России 19 века

Филососфия в России 19 века

Русская философская мысль так до конца не сформировалась в единую структурную систему, но ее глубина поражает.


И по сей день продолжаются споры о том, какое место занимает русская философия на мировой арене. Соловьёва современники называли главным русским философов тех времен, Лев Николаевич Толстой стал духовным наставником Ганди и это еще не самые большие достижение русских философов.

Тем не менее, споры ведутся до сих пор, а основу русской философской мысли выразить тяжело из-за постоянных изменений в развитии данной науки на территории России.

В 19 веке началось активное развитие двух направлений: славянофильство и почвенничество.

Славянофильство оформилось в 40-х годах 19 века и ориентировалось в основном на уникальную самобытность российской действительности. Характерной чертой было наличие некоего особого славянского пути в достижении философской мысли, который является истинным и способен наглядно продемонстрировать западным коллегам, что они пошли по ошибочной дороге атеизма и ереси.

Еще одной характерной чертой данного течения было отрицание заслуг Петра I. Последователи Славянофильства полностью абстрагировались от западничества, воспевая самобытность славянской культуры.

Почвенничество в основном базировалось на литературных произведениях, а зародился термин в молодой редакции журнала «Москвитянин». Характерные черты течения заключались в следующем:

  • Нейтральная позиция по отношению к славянофильству и западничеству (хотя исторически почвенничество примыкает непосредственно к славянофильству);

  • Стремление к обособленности философского течения;

  • Наличие веры в русскую самобытность, но не ее воспевание и превосходство;

  • Почвенники высказывались за развитие торговли, свободу печати, свободу личности;

  • Необходимо также иметь представление о центральных фигурах того времени, ответственных за формирование русской философской мысли 19 века.

Киреевский Иван Васильевич – религиозный философ, мыслитель, литературный критик и публицист. Прошел через путь от западничества, сменившегося славянофильством и мистицизмом;

Одоевский Владимир Федорович – мыслитель и писатель эпохи романтизма, который проделал путь от натурфилософии к концентрированному мистицизму;

Аксаков Константин Сергеевич – критик, публицист, лингвист, философ, который различал в рамках своей философской мысли человеческое и национальное. Помимо этого придерживался славянофильских воззрений и отмечал, что русский народ – это «негосударственный народ», не привыкший принимать участие в управлении страной;

Федор Михайлович Достоевский – писатель, публицист и философ. Надо признать, что сам Достоевский никогда не причислял себя к рядам философов, так как не имел ни профильного образования, ни желания заниматься философией. Он избрал своим поприщем литературу. Тем не менее, признано, что его произведения обладают невероятной глубиной и выступают в качестве одного из важнейших источников русской философской мысли, базирующейся на понятиях экзистенциализма и человеческого бытия.


Другие материалы раздела
Первая полоса