Краткая история нравственности

Краткая история нравственности

Нравственность – это совокупность качеств человека, исходя из которых, он делает свой моральный выбор.


Приведенное определение достаточно широко описывает нравственность, поэтому необходимо конкретизировать. Как совокупность человеческих качеств нравственность может выступать синонимом морали или этики. В подобном ключе термин используется, зачастую, в литературе.

Более сложное определение нравственности дает Гегель. В рамках его толкования нравственность появляется после прохождения определенного рубежа теоретических познаний, которые после трансформируются в совершенно обособленное восприятие мира и при подобном восприятии внутреннее самосознание человека не приемлет субъективизм в том виде, в котором принято его понимать, уступая место объективизму. Таким образом, Гегель отождествляет нравственность и объективизм, как родственные величины и понятия.

Однако не каждому дано пройти долгий и тернистый путь просвещения. В середине первого тысячелетия до нашей эры кровопролитные войны и сражения находились за пределами нравственных воззрений. Тогда даже не существовало такого понятия, как «нравственность». Люди проявляли особую жестокость, что привело к образованию этических доктрин. На них же базируются религиозные догматы современного мира.

Радикально снизить уровень насилия помог «Нравственный переворот Осевого времени». Данный термин ввел Карл Ясперс. После этого началась основная веха формирования нравственности во всем мире. На базе этических и моральных учений были выстроены целые религиозные течения, такие как Индуизм, Буддизм и другие.

Почему основу нравственности составляют религиозные постулаты?

Как известно одним из регуляторов нравственных установок когда-то была философия, трактующая жизнь, явления и все нас окружающее. Но в один момент она перестала выполнять функцию регулятора агрессии и насилия, а посему необходимо было появление более совершенного и мощного инструмента, который будет основываться на нравственных понятиях, тем самым ограничивая всплески насилия или же просто сводя их на нет.

С появлением крупных городов, а также сакральных символов религиозной принадлежности, атрибутов религиозных течений, появились и более совершенные нравственные регуляторы, нежели философия.


Другие материалы раздела
Первая полоса