Понятия о философии и бытии в дореволюционной России

Понятия о философии и бытии в дореволюционной России

Русская философская мысль формировалась в течение долгого времени и до сих пор не стала цельным направлением в мировой философии.


Бытие в широком смысле – это существование. Помимо этого, бытие является центральным понятием в философии, как русской, так и всемирной. В дореволюционной России огромное значение придавалось философской мысли Платона, во многом даже большее, чем философии Аристотеля. Неудивительно, что учения о бытии стали одной из центральных точек преломления русской философской мысли тех времен.

Дореволюционный период также достаточно вместителен, поэтому в рамках данной статьи будут рассматриваться промежутки, когда сформировалась славянофильская и почвенническая мысль.

Но прежде, чем рассмотреть значение бытия в рамках представленных периодов, необходимо понять, как же интерпретировали и толковали мысли о бытии в разные времена.

Древнегреческий философ Парменид выделял аспект всякого сущего, как бытие. Именно он является одним из основоположников разделения истины и мнения. Он отождествлял мышление и бытие, считая «мыслить и быть, есть одно и то же». В его понимании «небытия» не существовало.

Мысли в рамках объективного идеализма сводились к тому, что бытие – это объединение духа, Бога и разума. Истолковывалось бытие в рамках данного философского течения, как нечто идеальное и зависимое от сознания.

В философии экзистенциализма бытие и сущее являются противопоставляемыми величинами. Как правило, под бытием подразумевалась личность трансцендентная (божественное начало), общественная (коллективная) или индивидуальная.

В эпоху дореволюционной России, когда формировалось противопоставление западничеству и, вместе с этим, самобытность русской культуры, русского бытия и философской мысли. Одной из ключевых фигур того времени стал Федор Михайлович Достоевский. По его собственному мнению, он не являлся философом, так как не имел профильного образования, но его все равно считают таковым благодаря глубине литературных произведений.

В основе его творчества всегда лежит экзистенциальная мысль, жизнеописание человеческого бытия, его особенности, парадоксы и трагедия сущего, несущественная по сравнению с глубоким смысловым наполнением всего нашего бытия.


Другие материалы раздела
Первая полоса