Зачем депортировали христиан из Крыма?

Зачем депортировали христиан из Крыма?

Не пугайся, читатель, эта депортация произошла 240 лет тому назад в далеком 1778 году.


Предыстория этого события такова. В результате ряда кровопролитных войн России удалось вытеснить Турцию из Причерноморья и начать операции по установлению контроля над Крымом.

Попытки изгнать турок с полуострова предпринимались в 1736 и 1737 годах, в 1771 году армия генерел-аншефа В.М.Долгорукова даже овладела полностью Крымом и Россия возвела на место крымского хана своего ставленника – Сахиба 11 Герая (Гирея)! В 1774 году по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору Турция была вынуждена отказаться от претензий на полуостров. Крымское ханство было объявлено независимым от Турции.

Однако турецкий султан оставался высшим духовным лицом (халифом) для мусульманского населения полуострова и оказывал значительное влияние на внутреннюю и внешнюю политику крымских ханов. Население Крыма частично ориентировалось на Россию, а частично – по-прежнему на Турцию.

Крымские ханы лавировали между двумя сторонами. Вот в этих условиях в марте 1778 года и было принято решение о депортации христиан из Крыма и переселении их в Новороссию на берега Азовского моря и устье Дона. Следует отметить, что в этот же период была ликвидирована Запорожская Сечь, часть казаков была принудительно переселена на Кубань, часть из них ушла за Дунай, занимаемые ими земли опустели.

По личному приказу императрицы Екатерины II генерал-губернатор и наместник Новороссийской, Азовской, Астраханской и Саратовской губерний князь Потемкин предложил главе крымских христиан митрополиту Игнатию со всеми прихожанами добровольно переселиться из благодатного Крыма на необжитые берега Азовского моря (якобы по личному обращению последнего к Екатерине). Организация переселения была поручена не какому-то третьестепенному лицу, а знаменитому к тому времени генералу А.В.Суворову, командующему русскими войсками в Крыму и на Кубани.

Александр Васильевич со свойственной ему энергий организовал более 6000 подвод (откуда он их взял, крымские татары помогли?) и в течении пяти месяцев (с мая по сентябрь) осуществил переброску 31386 человек с домашним скарбом к новому месту жительства. Переселенцев сопровождали русские воинские команды, что является свидетельством явно недобровольного характера этого процесса. Более того, сохранились письменные свидетельства того, что в ходе переселения и при размещении на новом месте погибло немало переселенцев.

К новому месту жительства был отправлен весь церковный клир во главе с митрополитом Игнатием и монахи известного в Крыму Успенского монастыря (Успения Богородицы). Утверждается, что переселение коснулось лишь греков, армян, волохов, грузин и ни слова не говорится о русских жителях Крыма. А ведь их там было немало.

На эту операцию из российской казны было потрачено 230 тысяч рублей, что в перерасчете составило всего-навсего по 7 руб. 32 коп. на одного человека (лошадь стоила в те времена около 9 руб.). На какие средства обживались переселенцы на новом месте – не ясно. При этом крымскому хану, беям и мурзам было передано свыше 100 тыс. рублей в качестве компенсации «за утрату подданных!».

Десятью годами ранее (в 1763–1766 гг.) в Россию были переселены свыше 45 тыс. немцев на условиях, несравненно лучших, чем для переселенцев из Крыма (смотрите статью на нашем сайте «Немцы Поволжья. Кто они – эмигранты или наемники?»).

В связи с переселением христиан из Крыма в России была выпущена памятная медаль, одна из которых находится на стенде в музее ханского дворца в Бахчисарае. Попытки получить разъяснения у служителей музея по поводу этой медали закончились невнятными ответами и явным их нежеланием углубляться в эту тему.

Это событие выглядит более чем странным и сложно объяснимым с позиции традиционной истории нашей страны.

Зачем это было сделано? Какую цель преследовало решение императрицы о депортации христиан? Ведь в Крыму были российские войска, которые могли обеспечить их безопасность. Тем более, что всего через пять лет в 1783 году полуостров официально вошел в состав Российской Империи, но при этом ни митрополит, ни депортированные христиане туда уже не вернулись. Более того, в Крыму вообще была ликвидирована христианская митрополия и закрыт Успенский монастырь.

Чем же провинились христиане перед российскими властями?

Есть несколько версий причин этого акта. Первая была названа выше – обеспечение безопасности христиан.

Но есть определенные сомнения по этому поводу. В частности, в Крыму были представлены различные течения христианства и другие конфессии и, следовательно, реализован важнейший по тем временам принцип свободы вероисповедания. Более того, оказывается, не все христиане покинули полуостров.

Ряд документов свидетельствует о том, что оставшиеся без церковного окормления христиане потребовали от последнего крымского хана Шагин-Гирея найти им священнослужителя. Заметьте, они потребовали, а не униженно просили, как должны были бы делать рабы.

Хан внял требованиям подданных, долго искал и, наконец, в 1781 году нашел такого человека – только что прибывшего на полуостров греческого священника Константина Спиранди. Как сообщается в некоторых документах прихожане остались довольными и этим.

Хан пытался спасти Успенский монастырь и христианскую митрополию в Крыму, но его усилия были тщетными. В 1783 году (когда Крым официально был присоединен к России!) митрополия была почему-то сразу ликвидирована, исчезли все церковные книги и другие документы, а Успенский монастырь закрыт. Открылся монастырь только в мае 1850 году (через 70 лет!?) указом Святейшего синода (поскольку патриаршество в России было ликвидировано ещё Петром I). И только тогда в нем появились монахи, сами понимаете, уже не те, что были ранее, поскольку за это время из жизни ушло целое поколение.

Второй причиной депортации называется стремление России лишить крымского хана наиболее активной и производительной силы и тем самым нанести ему экономический и финансовый ущерб. Утверждается, что хан Шахин-Гирей был взбешен этим актом. Для снижения напряженности в отношениях с ним якобы и была направлена денежная компенсация в 100 тыс. руб. для крымско-татарской элиты, которая больше всего похожа на обычный подкуп с целью снискать ее расположение и оторвать от Турции.

Называется и третья причина – необходимость заселения необжитых земель в районах, ранее занимавших запорожцами. Их, как было сказано выше, частью депортировали на Кубань, а частью вытеснили за Дунай, то есть, по сути, они ушли во владения Турции на Балканах и встали там под турецкие знамена. Кстати, в книге «Древняя история казачества», вышедшей из-под пера…Е.П.Савельева в 1915 году, запорожские казаки назывались ОРДЫНСКИМИ и подчинялись непосредственно крымскому хану. Вот почему они часто укрывались в его владениях при столкновениях с войсками русского царя.

В этой связи А.Т. Фоменко с Г.В.Носовским выдвигают свою версию в отношении борьбы за Крым. По их мнению, крымское ханство и запорожское казачество оставались последними осколками Великой Империи – Московской Татарии, изображения которой были еще на карте Британской энциклопедии 1771 года. По их мнению, только после полного включения Крыма в состав Российской Империи и ликвидации запорожского казачества, как его главной военной силы, завершилась борьба Романовых с ордой на европейской территории современной России.


Другие материалы раздела
Первая полоса