«Литфонд» выставил за 400 000 рублей парижский сборник стихов Гумилева

«Литфонд» выставил за 400 000 рублей парижский сборник стихов Гумилева

24 ноября пройдут очередные торги Аукционного дома «Литфонд» в Санкт-Петербурге.


В топе лотов – второй сборник стихотворений Николая Гумилева, оцененный почти в полмиллиона рублей, а также чудом сохранившийся первый поэтический сборник Георгия Шенгели «Розы с кладбища», выставленный за четверть миллиона рублей.

В числе ценных раритетов внимание привлекает подарок от учеников Федору Сологубу, первые книги Владислава Ходасевича и Максимилиана Волошина, издания с посвящениями Валерию Брюсову и другие памятники ключевых фигур русской литературы.

Драматичный Сологуб

Уникальный предмет музейного уровня — письменный прибор Федора Сологуба (вторая половина 19 века), подаренный писателю как учителю Федору Кузьмичу Тетерникову (такова настоящая фамилия Сологуба) учениками Городского училища города Великие Луки Псковской губернии. Об этом свидетельствует и дарственная гравировка.

Сологуб прожил в Великих Луках с 1885 по 1889 годы, написав в этот период ряд стихотворений, а также именно здесь задумав и свой знаменитый роман «Мелкий бес» - одну из главных книг русского модернизма. Литературоведы считают, что прототипом главного героя романа, учителя Ардальона Борисовича Передонова, является реальный педагог Иван Страхов, преподававший русский язык и литературу в Великолукском училище.

В мрачном романе об учителе-садисте, сходящем с ума на фоне тусклой и бессмысленной жизни провинциального захолустья, несомненно, нашли отражение личные переживания автора. Подлинная история отношений великолукских учеников и их «любимого учителя» математики и гимнастики Федора Тетерникова придает выставленному на торги мемориальному предмету пикантное и драматичное измерение. «Он был человеком с пограничной психикой, сформировавшейся в детстве. Мать секла его с ранних лет — что называется, «во славу Божию», пытаясь воспитать как истинного христианина, приучить к страданию. Она секла его, когда он был уже учителем, а после ее смерти — секла сестра, и он был уже инспектором, об этом остались автобиографические записи», — пишет в своем исследовании жизни и творчества Сологуба литературовед Маргарита Павлова. Во время научных разысканий ей удалось обнаружить в архивах ряд примечательных документов — в частности, «тетрадь, где напротив фамилий учеников ясным учительским почерком Сологуба записано, сколько розог получил каждый ученик за месяц» и неопубликованный трактат Сологуба о телесных наказаниях, «где он пишет о том, что детей надо сечь везде: в школе, дома, на улице, в участке и т.д.». Стартовая цена «подарка высеченных учеников учителю-декаденту» назначена в 50 000 рублей.

Дебюты Ходасевича и Волошина и первая «Радуница» Есенина

Первые книги известных литераторов выходили, как правило, совсем небольшими тиражами, что автоматически делало их библиографической редкостью, а по мере роста известности их создателей материальная и историко-культурная ценность изданий только росла. На предстоящем аукционе «Литфонда» заявлен дебютный сборник Владислава Ходасевича «Молодость» (Москва, «Гриф», 1908 г.) с дарственной надписью гимназическому товарищу Георгию Малицкому (первоначальная ставка 55 000 рублей), два экземпляра первой книги Максимилиана Волошина «Стихотворения. 1900-1910» (Москва, «Гриф», 1910 г.), один из которых содержит автограф автора (стартовая цена за оба издания 100 000 рублей), дебютная книга стихотворений Георгия Иванова «Отплытье на о. Цитеру» (Санкт-Петербург, «Еgо», 1912 г.) (начальная стоимость на торгах 150 000 рублей).

«Помню, как от издателя Аверьянова бежали с Сереженькой, ни на кого не глядя, — рассказывал поэт Николай Клюев Софье Толстой-Есениной, которая стала последней женой Сергея Есенина. — Он прижал ее к груди и бежал, не останавливаясь. Дома подошел к столу, прижал к себе и положил на стол, все время не сводя глаз и в восторге, задыхаясь, пролепетал: «Первая, Николай, ужели правда!» У нас это был праздник. Весь он сиял, смеялся». Речь идет о первой книге Сергея Есенина «Радуница», вышедшей в Петрограде в начале 1916 года. На торгах 24 ноября издание выставлено по стартовой ставке 120 000 рублей.

Кстати, два года спустя после выхода упомянутой книги в Москве был основан «Орден имажинистов», создателями которого, наряду с Есениным, стали Анатолий Мариенгоф и Вадим Шершеневич. К новому направлению вскоре примкнули поэты Иван Грузинов, Матвей Ройзман, Александр Кусиков. Редкие издания всех этих авторов (часть из них — с автографами!) также предложены вниманию библиофилов на предстоящем аукционе «Литфонда» в Санкт-Петербурге.

Романтический Гумилев и ранний Северянин

Еще один раритет, который нельзя обойти стороной, это — второй сборник стихотворений Николая Гумилева «Романтические цветы» (1908 г.). Книга была выпущена в Париже в 1908 году на средства автора тиражом 300 экземпляров. Выставленный на торги экземпляр — с сохранившимися издательскими обложками и маргиналией, предположительно, сделанной рукой Гумилева. Первоначальная ставка за раритет указана 400 000 рублей. Однако, ранее, в 2016 году, «Литфонд» продал этот экземпляр за рекордные 850 000 рублей! Большой интерес представляет и редчайшая, выпущенная в начале 20 века тиражом всего 100 экземпляров, ранняя книжка Игоря Северянина «А сад весной благоухает!» (Санкт-Петербург, 1909 г.). Особую ценность экземпляру придает надпись на обложке, которая с большой долей вероятности сделана самим автором: «Для отзыва в «Речь».

Путь «короля поэтов» Игоря Северянина к всероссийской славе был тернистым. До 1913 года, когда вышел его знаменитый сборник «Громокипящий кубок» с комплементарным предисловием Федора Сологуба, Северянин издал за свой счет несколько десятков малотиражных сборников. Молодой поэт рассылал свои книги в редакции газет и журналов, но критики долгое время его попросту игнорировали. Пока на помощь не пришел … Лев Толстой. Северянин осмелился отправить несколько своих книжек «великому писателю земли русской», и однажды совсем не жаловавший современную поэзию «яснополянский старец» решил заглянуть в одну из них... «Писатель после удачно закончившейся для него карточной игры (выиграл 7 копеек) много смеялся, слушая чтение стихов из какой-то декадентской книжки, — так описывал первые впечатления Льва Николаевича от книги Северянина толстовец Иван Наживин, ставший свидетелем той сцены. — Но когда прозвучали строки... об упругости винной пробки [речь идет о знаменитых строках Северянина «Вонзите штопор в упругость пробки, и взоры женщин не будут робки! — Прим.] захлебнулся от негодования. Услышав подобное, великий старец пришел в ярость: какая глупость! Какая пошлость! Какая гадость! И такую гнусность смеют считать за стихи! До какого падения дошла русская поэзия!»

Уничижительный отзыв Толстого попал в печать. «Всероссийская пресса подняла вой и дикое улюлюканье, чем и сделала меня сразу известным на всю страну!.. С тех пор каждая моя новая брошюра тщательно комментировалась критикой на все лады, и с легкой руки Толстого, хвалившего жалкого Ратгауза в эпоху Фофанова, меня стали бранить все, кому было не лень. Журналы стали печатать охотно мои стихи, устроители благотворительных вечеров усиленно приглашали принять в них, — в вечерах, а может быть, и в благотворителях, — участие...», — вспоминал Северянин. Стартовая ставка за его раннюю книгу назначена 35 000 рублей.

«Поэзы» Шенгели и дарственные Брюсову

Одной из самых труднонаходимых книг Серебряного века является первый поэтический сборник Георгия Шенгели «Розы с кладбища», вышедший в Керчи в 1914 году. Начинающий 18-летний автор издал книгу за свой счет тиражом 500 экземпляров. Совсем скоро юный поэт разочаровался в своих «поэзах», написанных под явным влиянием гремевшего на всю Россию Игоря Северянина, и уничтожил все доступные ему экземпляры. Уцелели тогда лишь несколько изданий. Керченского сборника не оказалось даже в знаменитых книжных собраниях библиографа Ивана Розанова и библиофила Моисея Лесмана. А на отечественных аукционах первая книга Шенгели появлялась лишь однажды и была продана за 450 000 рублей. Стартовая цена за редчайший сборник стихов на ноябрьском аукционе «Литфонда» составит 250 000 рублей.

Не менее любопытная история связана со второй книгой Георгия Шенгели «Гонг». Она была издана в 1916 году с фиктивными выходными данными. Как признался сам автор, на подлог его надоумил меценат, выделивший денег на издание, который «присоветовал напечатать обязательное указание адреса типографии мельчайшим шрифтом в конце книги, а на титуле и обложке тиснуть „Петроград“ и название несуществующего издательства L’oiseau bleu („Синяя птица“). Так делали многие, и так, конечно, делать не следовало».

Примечательно, что фальшивые выходные данные у книги молодого поэта обнаружил влиятельный Валерий Брюсов. Георгий Шенгели так вспоминал об их встрече, состоявшейся в том же 1916 году: «Брюсов был совершенно прав, обличая мое маленькое и невинное, но все-таки жульничество. Но Брюсов все-таки был жесток». Стартовая ставка за раритет с подлогом 20 000 рублей.

О том, с каким пиететом относились молодые авторы к Валерию Брюсову – признанному мэтру русской поэзии и отцу русского символизма, позволяют судить два редких издания на аукционе с адресованными ему дарственными надписями. «Дорогому Валерию Яковлевичу Брюсову с истинной любовью» - так подписал свою первую книгу «Ночная флейта» Николай Асеев (Москва, «Лирика», 1914 г.), на торги заявлена по стартовой цене 200 000 рублей. А акмеист Михаил Зенкевич был еще красноречивее: «Несравненному мастеру и магу русского стиха Валерию Яковлевичу Брюсову варвар-автор», — размашисто написано на титульном листе его сборника стихов «Дикая порфира» (Санкт-Петербург, Цех поэтов, 1912 г.), выставленного на аукцион по ставке 170 000 рублей.

Аукцион состоится 24 ноября в 19:00 часов.


Другие материалы раздела
Первая полоса