В то время, когда одержимость инопланетными контактами в Америке возросла до своего максимального апогея, Стивен Спилберг выпустил один из своих хитов под названием «Близкие контакты третьей степени».
В настоящий момент существует целая шкала контактов разного вида, часть из них входит в шкалу Хайнека, который описал три вида контактов с пришельцами. Остальные – это расширенная версия контактов, некоторые из которых дублируют шкалу Хайнека, только в иной интерпретации.
В фильме Стивена Спилберга говорится о близких контактах третьей степени, что по шкале Хайнека обозначает прямой визуальный контакт с живыми существами. Сам ученый старался абстрагироваться от определений «инопланетянин» или «пришелец», так как в настоящий момент абсолютно непонятно, каким образом может быть осуществлен контакт и кто предстанет перед нами в качестве «гостей».
"За пределами шкалы Хайнека существует и четвертый вид контактов, который описывается, как похищение."
Тем не менее, в шкале указано именно «живое существо» и прямой визуальный контакт с ним. За пределами шкалы Хайнека существует и четвертый вид контактов, который описывается, как похищение. Споры о включении его в шкалу ведутся и по сей день. Забегая немного вперед, в фильме Спилберга произойдет, как близкий контакт третьей степени, так и контакт четвертой степени.
Сюжет фильма крутится вокруг персонажа, который в один момент становится свидетелем прилета НЛО на землю. Все, что он видит, это летающую тарелку с яркими огнями. Однако этого вполне достаточно, чтобы передать ему некое послание прямо в голову. После чего он становится одержим идеей попасть в нужное место в нужное время. Это становится причиной разрушения его брака, поэтому жена с детьми покидает дом. Главный герой в итоге превращает свою обитель в настоящую свалку, но все меняется, когда к нему приходит осознание, куда же нужно отправиться, чтобы получить ответы.
"Изначально планировалось даже сделать сцену, где главный герой осматривает инопланетный корабль<...>"
А отправиться необходимо на одну из специальных станций, которая оборудована всем необходимым для контактов с внеземным разумом. Конечная сцена – это свободное толкование режиссера на тему: «каким мог бы быть контакт с инопланетянами?». Изначально планировалось даже сделать сцену, где главный герой осматривает инопланетный корабль и его интерьеры. Однако было решено вырезать эту сцену, так как она нарушала бы всю таинственность и загадочность картины.
Для российского зрителя фильм крайне неоднозначный. Во многом он, конечно, очень хорош, начиная от графики и заканчивая раскрытием характеров персонажей, оригинальной подачей. Но все же, он остается весьма скучным по общей динамике. Кульминация тоже слегка страдает. Безусловно, снятый в далеком 1977 году фильм, не может претендовать на высокий уровень оригинальности сегодня, глядя через призму всего созданного после. Но маленькие человечки с вытянутыми головами – это какая-то классика инопланетной безвкусицы.
Зато все элементы, мелочи, детали, все на высоте. Начиная от симптомов появления в голове новой информации о месте встречи с пришельцами (загар от света инопланетных кораблей) и заканчивая навязчивыми мыслями, которые тонкой красной нитью проходят через весь сюжет фильма. Чего только стоит появление в кадре телевизора, где показывали ту самую гору, на которую предстояло забраться главным героям повествования.
Поэтому любители хорошо проработанного окружения, качественной постановки и довольно правдоподобного отыгрыша будут довольны фильмом. Не хватает только пресловутой динамики, но это вполне можно пережить.
Редакция портала Голоса Городов
Автор обзора: Антон Щегулин