Алексей Мизгирев (режиссер фильма) вдохновлялся творением Ридли Скотта «Дуэлянты», увидевшем свет в 1977 году. В центре сюжета «Дуэлянта» - человек, который участвует в дуэлях за других людей.
Главным чарующим элементом кинокартины "Дуэлянт" является мистицизм и ритуализм, которые идут бок о бок с событиями, происходящими в царской России, а заключительным аккомпанементом становятся натурные съемки с яркими погодными проявлениями, такими как сильный ливень, не оставляющий кинофильм ни на секунду.
Вопрос: «действительно ли главный герой бессмертен или ему исключительно везет?» задается на протяжении всего времени повествования и адекватного ответа на него нет. А скудные кусочки прошлого главного героя раскрывают характер персонажа, но не полностью. Мистические и ритуальные элементы присутствуют в виде флешбеков, во время которых не покидает ощущение, что смотришь «Табу» на русский манер. Впрочем, оно и не плохо. Такие контрастные сочетания российскому кино только к лицу.
Работа оператора, костюмы, антураж, декорации, все это у меня, как у зрителя, не вызвало никаких вопросов. Выглядит отлично. Полностью погрузившись в атмосферу эпохи я «не отлипал» от экрана до самого конца.
Зато сам сценарий, как обычно вызывает некоторые сомнения. В «Дуэлянте» настолько вольно обращаются с сюжетными линиями, что это все начинает напоминать некий сюрреализм и уже не вызывает недовольства. Возникает мысль: «может быть так все и задумано?». Но на самом деле нет. Канва и повествовательная часть принесены в жертву актерской игре, которая далеко не всегда так гениальна, как хотелось бы, но в целом весьма хороша.
Сама задумка потрясающая. Особенно контрастно все это смотрится на фоне современных блокбастеров и прочего хлама, заполонившего киноэкраны. Главный герой некогда офицер, а ныне человек без статуса, старающийся вернуть свою честь и свое звание, оказался в диких условиях на долгое время, где, превозмогая боль и выживая среди местных обитателей, сталкивается с чередой странных загадочных событий, оказывающих на него серьезное воздействие.
"Нашлось много места в сценарии для диалогов на немецком языке..."
Интересно обыграно высшее общество, где главный герой из раза в раз становится лицом к лицу с теми, с кем придется выйти на дуэль. Нашлось много места в сценарии для диалогов на немецком языке, которые, как я понял, являются неотъемлемой частью культурного взаимодействия тех времен.
В конечном итоге получается фильм на один раз. Несмотря на то, что он пытается быть похожим на глубоко философский повествовательный визуально-кинематографический трактат, за большим количеством драматичных пауз и некоторых глубокомысленных изречений не скрывается ничего по-настоящему глубокого.
И это не помешает вам при просмотре, так как фильм по-настоящему атмосферный. Он дышит свободно и дает возможность нам российским телезрителям тоже вздохнуть спокойно. Нечто хорошее в современном отечественном кинематографе еще осталось.
Редакция портала Голоса Городов
Автор обзора: Антон Щеугулин