Делайте, как Он скажет

Делайте, как Он скажет

Православная церковь празднует сегодня Рождество Богородицы! С Праздником!


Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.
Евангелие от Иоанна, 2 : 5 

Великая скромность Богородицы отразилась в крайне малом количестве информации о Матери Спасителя даже в текстах Евангелия.

В эпиграф и заголовок этой статьи вынесено единственное указание (наказ), которое Она дала слугам в Кане Галилейской, когда на свадьбе заканчивалось вино и её крайне скромная просьба к Иисусу («…вина нет у их») не получила немедленного отклика Сына.

Иисус задумчиво проронил в ответ на эту просьбу – «…что Мне и Тебе, Же́но? еще не пришел час Мой» - и Богородица не стала немедленно настаивать, но смиренно согласилась с Его ответом и указала слугам действовать столь же смиренно.

Казалось бы, что на этом все и закончится, как закончится вино на брачном празднике, но ведь известно, что смиренным Господь подает (а гордым противится) – и Спаситель не смог остаться равнодушным, и свадьба получила превосходнейшее вино для продолжения торжества.

Подобных эпизодов с прямым упоминанием или участием Богородицы в Евангелии очень немного, а истории её рождения (Рождества) в каноническом Евангелии нет вообще, как нет там и имен её родителей – эта история (как и история праздника «Введения во храм») пришла из апокрифического текста второго века «Протоевангелие Иакова».

В горной области к северу от Иерусалима, на откосе одной из гор около Эздрелонской долины, в местности галилейской находится небольшой городок Назарет. Жители Галилеи считались у иудеев темными и невежественными настолько, что были даже распространены поговорки «Из Галилеи пророк не приходит» и «Из города галилейского может ли выйти что-то доброе?».

В этом галилейском городке и жила благочестивая чета Иоакима и Анны, которых Господь избрал стать прародителями Спасителя мира.

Анна происходила из древнего священнического рода первосвященника Аарона, а Иоаким, разумеется, происходил из дома царя Давида, поскольку древние пророки предрекали приход Спасителя именно из дома колена Давидова.

Благочестие было отличительной чертой этих родов – достаточно заметить, что праведная Елизавета, мать Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, приходилась Анне племянницей.

Семья праведного Иоакима жила в достатке, имея большое количество скота, но вся жизнь этой четы, несмотря на богатство, была проникнута духом благоговейной любви к Богу и милосердия к ближним. За эти качества они пользовались всеобщей любовью и уважением.

Удручала их только одна скорбь: они были бездетными в своем полувековом супружестве, что у евреев считалось признаком наказания Божия. Хотя в старости надежды на потомство оставалось все меньше, но оба супруга смиренно просили у Бога единственной отрады – послать им в радость ребенка.

Особенно огорчен своим бесчадием был Иоаким. Однажды, придя в храм со своим даром Богу, он услышал от некого храмового служителя Рувима жестокую отповедь – «Зачем ты прежде других желаешь принести свои дары Богу? Ведь ты недостоин, как бесплодный!» – и от великого горя праведный Иоаким удалился в пустыню для поста и молитвы.

Праведная Анна также винила саму себя в супружеском бесплодии и, узнав о том, как жестоко был оскорблен Иоаким, тоже восскорбела и стала еще усерднее молиться Богу, с просьбой, чтобы Он услышал ее и послал ей желанное дитя, обещая посвятить ребенка Господу.

В один из таких моментов глубокой молитвы Анне явился Ангел Господень и сказал: «Твоя молитва услышана Богом, и ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Ради Нее благословятся все роды земные. Нареки Ее Мария».

Услышав эти радостные слова, праведная Анна поклонилась Ангелу и сказала: «Жив Господь Бог мой! Если у меня действительно родится дитя, то я отдам его Господу на служение. Пусть оно служит Ему, восхваляя Его имя во всю жизнь!».

Тот же Ангел Господень явился и праведному Иоакиму, который в пустыне молился Господу с теми же просьбами, что и Анна. Ангел сообщил ему: «Бог милостиво принял твои молитвы. Жена твоя Анна зачнет и родит дочь, о которой весь мир будет радоваться. Вот и знамение верности моих слов: иди в Иерусалим, и там у Золотых ворот ты встретишь свою жену».

Иоаким немедленно отправился в Иерусалим с дарами как для благодарственной жертвы Богу, так и для священников Иерусалимского храма.

Как и было предсказано Иоакиму Ангелом, он встретил свою жену Анну у Золотых ворот, и супруги рассказали друг другу все, что им было возвещено. Воздав свои благодарственные жертвы в храме и проведя еще некоторое время в Иерусалиме, Иоаким и Анна возвратились в Назарет, где, по прошествии положенного срока, праведная Анна родила дочь, названную Марией, как и повелел ей Ангел.

На момент рождения Марии праведному Иоакиму было 77 лет, а праведной Анне – 75 лет.

Сам Праздник Рождества Богородицы христиане начали широко и постоянно отмечать только к V веку. Первые упоминания об этом Празднике встречаются у Константинопольского патриарха Прокла (439-446 года) и в требнике (богослужебной книге) Папы Геласия (492-426 годы). Также о Празднике Рождества Богородицы пишут святители Иоанн Златоуст, Епифан и Августин. А в Палестине существует древнее предание о том, что еще святая равноапостольная царица Елена построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.


Другие материалы раздела
Первая полоса