Философия Серена Кьеркегора

Философия Серена Кьеркегора

Серен Кьеркегор – это один из основателей философии экзистенциализма.


Философия экзистенциализма являлась противопоставлением рациональному, воспевала уникальность человеческого пути, а также эмпирического опыта. В отличие от идеалистов и идеалистической модели истины по Гегелю, в философии экзистенциализма была сформулирована иная трактовка. Серен Кьеркегор вступал в активную полемику в своих работах, критикуя Гегеля с его идеалистическим представлением истины и заявляя, что истину нельзя постичь только за счет разума, она постигается в первую очередь через эмпирический опыт. Иными словами, по мнению Кьеркегора истину необходимо пережить.

Серен Кьеркегор и экзистенциализм

Датский философ был одним из первых кто увлекся философией экзистенциализма и начал разрабатывать теоретико-методологическую базу данного направления. Экзистенциализм переводится, как существование или бытие.

Главная особенность данного ответвления в том, что оно противопоставляет себя рационализму. Философия экзистенциализма очень много оперирует такими понятиями, как эмоции, чувства и иррациональное.

В 1843 году он издает трактат под названием «Или-или», который становится весьма популярен в то время. В рамках данного труда, мыслитель рассматривает три стадии существования человека, это:

  • Эстетическая стадия;

  • Этическая стадия;

  • Религиозная стадия.

Всего в трактате две части, а завершается он так называемым «Ультиматумом». Техника исполнения трактата – косвенное сообщение. В этой форме он избегает возможной полемики касательно этических и эстетических воззрений с другими авторами. Надо отметить, что сам Кьеркегор придерживается мнения, что высшей степенью человеческого развития он считает религиозную.

Также датский философ очень много себя посвящал думам о противоположном поле и философии отношений между женщиной и мужчиной. В трактат «Или-или» входит так называемый «Дневник Обольстителя», где автор затрагивает эту животрепещущую тематику. Он был уверен в том, что женщина остается вдохновителем и воодушевляет мужчину на серьезные, значительные поступки лишь до тех пор, пока он ею не обладает окончательно. В понимании Кьеркегора владением женщиной являлось бракосочетание.

Он отождествлял женское начало с идеальным и был уверен, что как только женщина появляется в жизни мужчины, она привносит идеальное в его экзистенцию. Но как только осуществляется акт присвоения (бракосочетания), то сразу же пропадает вся возвышенность подобных отношений. Кьеркегор не стеснялся в выражениях и говорил, что он знает героев, которые не женились на женщинах, но любили их. При этом он не слышали ни об одном герое, который был женат. Также он добавлял, что после бракосочетания мужчина становится для женщины финансовым советником.

Также стоит отметить, что Кьеркегор выражал не только мысли касательно философии экзистенциализма, но и свои политические мысли. Все это можно найти в его трактатах.


Другие материалы раздела
Первая полоса