Немецкая философия прошла через несколько этапов развития, начиная с Высокого Средневековья и заканчивая Эпохой Просвещения, одним из ярчайших представителей которой стал Фридрих Ницше.
Характерной особенностью мыслителя было то, что он не излагал свои наработки в академическом формате, как это было принято делать до него, а использовал формат афоризмов.
Таким образом, в его философии нет системы, а также отсутствуют некоторые структурные элементы, но сам автор снискал себе славу величайшего стилиста тех времен, придавая своим мыслям весьма характерную и емкую форму.
До сих пор точно не известно, по какой причине Ницше избрал именно такой формат изложения. Кто-то придерживается мнения, что он предпочитал совершать много прогулок и поэтому у него не было времени долгое время сидеть за конспектами, чтобы выстроить определенную систематику. Другие утверждают, что у философа была болезнь, которая не позволяла мыслителю долгое время смотреть на белые листы бумаги, так как через некоторое время проявлялась резь в глазах. Вполне возможно, что это была совокупность факторов.
Ницше пересмотрел старые концепции отношения к бытию и в конечном итоге он выстроил свое видение на метафизике «бытия становления», которое существенно отличалось от предыдущей трактовки, подразумевающей данность и неизменность.
Помимо этого, он отказался от понятия истина в ее онтологическом толковании (то есть от истины, как онтологического основания мира). Вместе с этим он разделил ценности на две категории: здоровые и упадочные. Здоровые, соответственно, приводят к процветанию, а упадочные к деструктивным последствиям.
Смерть Бога
Ницше рассматривал «Смерть Бога», как одну из причин упадка духовности в христианстве и его сосредоточении на потустороннем. Так он объяснял утрату доверия к сверхчувственным основаниям ценностных ориентиров. Именно из-за этой утраты доверия, по его мнению, и рождался нигилизм.
Понятие о сверхчеловеке и последнем человеке
Мыслитель уделял огромное внимание формированию образа сверхчеловека в рамках своих работ. По его мнению сверх человек является апогеем воссоединения внутренних человеческих составляющих, которые приводят к его возвышению и отсутствию дробности. Только сверхчеловек является смыслом Земли и только в нем природа обретает свое истинное онтологическое оправдание.
Последний человек по мнению Ницше – это упадок человечества и худший сценарий, который может произойти на земле. Последний человек – это вырождение человеческого рода, тот, кто живет в забытьи, тот кто уже не осознает смысла своего существования и не видит пути, который он должен преодолеть, чтобы стать сверхчеловеком.