Истоки гештальтпсихологии и зарождение гештальт-терапии

Истоки гештальтпсихологии и зарождение гештальт-терапии

Гештальтпсихология была очень популярна в Германии до Второй мировой войны и сумела изменить научный мир тех времен.


В тот момент, когда весь мир был поражен методами Фрейда, в Германии появилось новое течение, которое получило название гештальтпсихология. И, если психоанализ был одним из инструментов психоаналитической терапии, то гештальтпсихология в первую очередь ставила перед собой задачу объяснить и описать основные законы человеческого восприятия.

Основателями гештальтпсихологии стали Вольфганг Кёлер, Макс Вертгеймер, а также Курт Коффка. Перед исследователями стоял вопрос, на чем базируется человеческое восприятие и как оно работает? Одной из ведущих гипотез было предположение, что человеческое восприятие, в частности, человеческий опыт стремиться к целостности и обобщению.

Гештальтпсихология: основные характеристики направления

Иными словами, нам проще воспринимать картину в целом, чем держать в голове огромное множество частностей. Чтобы обозначить эту особенность человеческого восприятия, были придуманы гештальты – целостные величины, характеризующие те или иные категории восприятия.

Именно на гештальтах базируется все направление гештальтпсихологии. Вместо того, что извлекать отдельные феномены и отдельные категории, действуя, так скажем, методом исключений, гештальтпсихологии решили все обобщить и оперировать уже целыми категориями.

Интересно отметить, что гештальтпсихология и гештальттерапия опираются на опыт такого философского течения, как экзистенциализм, где во главе всего стоит истина, которую необходимо пережить, чтобы понять. Помимо этого, человек в экзистенциальной системе исчисления – это уникальная личность, индивидуальность с неповторимым пережитым эмпирическим опытом. Двух одинаковых людей ни по внешности, ни по пережитому опыту не существует.

Таким образом, гештальтпсихология, обобщая отдельные механизмы восприятия, приводя их воедино, все равно опиралась на уникальность человеческого самосознания и воспринимаемой окружающей действительности. Поэтому на основе гештальтпсихологии родилась гештальт-терапия, которая была очень популярна в Америке в 60-е и 70-е годы двадцатого столетия.

К слову, разработчики гештальтпсихологии были евреями, поэтому, когда в Германии к власти пришли радикалы, Коффка, Кёлер и Вертгеймер перебрались в США, где продолжали свою деятельность. Однако, в то время в Америке правил бихевиоризм, поэтому гештальтпсихология не снискала такого успеха, как до этого в Европе. Исследования в этой области постепенно прекратились, после чего появилась гештальт-терапия, которая в полной мере расцвела к 60-м, 70-м годам прошлого столетия.

Гештальт-терапия: истоки

В 1950-х годах некий фрейдист и убежденный психоаналитик по имени Фредерик Перлз (Фриц) начал пересматривать свои взгляды на психотерапию и пришел к выводу, что гештальт-терапия это крайне перспективное направление. Вместе с женой Лаурой Перлз они разработали целое направление, опираясь в основном на практическое применение метода без теоретических обоснований.

Сам Фредерик Перлз считал, что гештальт-терапия является сугубо практическим направлением, которое невозможно описать при помощи теоретических обоснований. Он настолько был против этого, что называл теоретизирование «слоновьим дерьмом». Тем не менее, теоретическое обоснование у гештальт-терапии все-таки появилось благодаря Полу Гудману. Он первым решил подвести наработки психотерапевтов в этом направлении под общий знаменатель.

Пол Гудмен

Так как гештальты тесно связаны с экзистенциальными аспектами, то первые труды сильно опирались на экзистенциальную психологию, а также на наработки логотерапии Виктора Франкла. Основная идея заключалась в том, что психика имеет способность к саморегуляции, однако не всегда условия складываются так, чтобы эта саморегуляция осуществлялась постоянно.

Гештальт –терапия опирается на два основных принципа:

  • Принцип: «здесь и сейчас» (в некоторых интерпретациях: «здесь и как»);

  • Принцип холистичности (целостности функций организма, как единого целого).

Помимо этого, отмечалось, что гештальт-терапия опирается на способность нашего организма творчески приспосабливаться к окружающей среде. Немаловажным фактором является поливариативность возможного исправления тех или иных психических отклонений.

Дальнейшая проработка осуществлялась опираясь на:

  • Психоанализ;

  • Феноменологию;

  • Восточную философию;

  • Экзистенциализм;

  • Теорию поля;

  • Теорию гештальт-психологии.

Разработкой занимался сам Фредерик Перлз и как мы видим, несмотря на его нелюбовь к теоретизации, он все же воспользовался наработками других ученых в этой области.

Отдельно стоит отметить, что в 60-е и 70-е годы общественное восприятие в Америке сместилось на личность в отдельности. Каждый человек испытывал всестороннее моральное давление, что привело людей к необходимости работать над своим восприятием. Далее приводим гештальт-молитву, которая стала особенно популярной в те годы и, можно сказать, изменила поведение многих слоев американского общества.

«Я делаю своё дело, и ты делаешь своё дело.

Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям,

И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим.

Ты — это ты, и я — это я,

И если нам случилось найти друг друга — это прекрасно.

А если нет — этому нельзя помочь.»

Редакция портала Голоса Городов

Автор статьи: Антон Щегулин


Другие материалы раздела
Первая полоса