Подпольный экзистенциализм Якова Друскина

Подпольный экзистенциализм Якова Друскина

Яков Друскин – это один из русских философов экзистенциалистов, который был вхож в ОБЭРИУ, но формально не являлся членом объединения.


История формирования философии Якова Друскина достаточно многогранна и наполнена непростыми событиями, в том числе и жизнью в блокадном Ленинграде. Но обо всем по порядку.

Начало «Чинарей»

Начнем мы, пожалуй с 1925 года, когда Даниил Хармс, Введенский, Друскин и супруги Липавские стали членами так называемого творческого сообщества «Чинарей». Все вместе они собирались на частной квартире, где в уютной и благоприятной обстановке говорили на разные темы, обсуждали литературу и выстраивали новое видение современной на тот момент действительности, задаваясь самыми разными вопросами бытия.

Их беседы уже на тот момент можно было считать крайне экзистенциальными, впрочем, формирование Друскина на тот момент только начиналось. В своих воспоминаниях он отмечал, что «Чинарями» они себя называли очень редко и это название объединения использовалось в основном теми, кто о нем писал, но не членами самой группы. Даже произведения подписывались «Введенский и Хармс».

Несмотря на широкий спектр интересов «Чинарей», обсуждение политики было под запретом. Впоследствии многие из этих бесед были опубликованы в сборнике Леонида Липавского под названием «Разговоры». По одной из версий сборы «Чинарей» стали реже к 1927 году, а в 1936 объединение прекратило свое существование. Тем не менее, на смену «Чинарям» пришла ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства).

ОБЭРИУ

Творческое содружество продолжало развивать идеи «Чинарей», но уже в иных масштабах. Яков Друскин так и не решился на формальное вхождение в эту группу, тем не менее он оставался на короткой ноге с главными представителями ОБЭРИУ: Даниилом Хармсом и Александром Введенским.

Философская мысль Якова Друскина постепенно набирала вес, он уже интересовался не только философией экзистенциализма, основанной на суждениях Серёна Кьеркегора, но и эзотерическими воззрениями. Литературное творчество не стоит на месте. Еще при «Чинарях» Друскин и компания пользовались релятивистскими методами повествования, выстраивая достаточно сложные текстовые конструкции, основанные на отрицании сущего, алогизме, отстраненности от зауми и намеренных орфографических и синтаксических ошибках.

Философия и война

Философ постоянно задавался вопросами: «Кто мы? Почему мы?». Отвечали все обериуты почти одинаково, они считали себя поэтами нового мироощущения и нового искусства. Вот только в массах не снискали большого успеха. Все происходило даже хуже, чем ожидалось, со всех сторон буквально лилась повальная критика, а журнал Ленинград в 1930 году буквально сумел положить начало завершению существования ОБЭРИУ, а ее представителей очернить в глазах современной власти. Таким образом, публичные выступления завершились, а позже начались гонения со стороны действующей власти.

Как было упомянуто выше, Яков Друскин не был формальным участником ОБЭРИУ, поэтому ему частично удалось избежать участи членов объединения, среди которых был Введенский и Бахтерев, арестованные и сосланные в 1931 году.

Философия экзистенциализма – это философия бытия, которая ставит во главе всего уникальность человеческого существования, его эмпирического опыта и пути самопознания, творческого созидания. Даниил Хармс предсказывал все ужасы Второй мировой войны, которые настигнут Ленинград, при этом отмечал, что не планирует выходить на войну в качестве солдата, а наоборот будет выступать против властей и если ему дадут винтовку, то он будет стрелять из нее по своим. Это было расценено, как пораженческие настроения, за что Хармсу грозил расстрел. Но ему удалось избежать сурового наказания за счет симуляции психологического расстройства и писателя попал в «Кресты», где и умер в самые суровые времена голодовки Ленинграда.

Яков Друскин смог пережить блокаду, и более того, сумел сохранить огромную часть рукописей и трудов Хармса, которые остались в квартире, серьезно пострадавшей от артиллерийского обстрела.

Некоторое равновесие с небольшой погрешностью

Подобные события не проходят бесследно. Годы гонений до войны, отсутствие возможности публиковаться в крупных изданиях, тяжелые события боевых действий, голода и блокады. Все это оставило характерный отпечаток на жизни Якова Друскина. Смерть Хармса – не исключение. До войны они постоянное исследовали бытие, задаваясь самыми разными вопросами. В воспоминаниях Друскин рассказывает, что в один момент им удалось сформировать следующее понятие: «Некоторое равновесие с небольшой погрешностью». Оно имело прямое отношение к дуализму бытия, а также это была основная характеристика жизни. Друскин добавлял: «В 1933 г. я нашел термин: некоторое равновесие с небольшой погрешностью. Я искал его, кажется, 6 лет. Я чувствовал и тогда его религиозный смысл, полностью ясен он стал позже».

Хармсу оно пришлось по нраву. Они оба видели в этом определенное мировоззрение и философию. Считалось, что жизнь проявляется именно в незначительных погрешностях. Под жизнью подразумевалось не столько биологическое, сколько созидательное, творческое. Как и многие экзистенциалисты, в том числе Бердяев, Друскин занимался творчеством и через творчество познавал окружающую действительность, пропуская ее затем через себя и выражая уже в совершенно ином, понятном только «Чинарям», свете.

Не остались без внимания и идеи вселенского равновесия. Яков Друскин обращался к этим глобальным величинам в своих рассказах, передавая философские суждения русского экзистенциализма в новой форме и новых сочетаниях того времени. Он считал, что в масштабах вселенной один человек – ничто, но одного человека вполне достаточно, чтобы нарушить хрупкое равновесие, баланс. Это и есть в его понимании «некоторое равновесие с небольшой погрешностью», которое способно, как уничтожить наш мир, так и привести к созидательному процветанию.

Автор статьи: Антон Щегулин


Другие материалы раздела
Первая полоса