В 1734 году 28 ноября был отлит знаменитый «Царь-Колокол», элемент русской культуры. При отливке «Царь-Колокола» в Москве вышли из строя две литейные печи.
Многие века на Руси литье колоколов имело особый смысл. Отливка мощно звучащего, оригинального по отделке колокола становилась важным событием для жителей городов. А искусные звонари становились весьма уважаемыми людьми.
Существуют отличия в традиции европейского и русского колокольного звона, рассказал в эфире радио Sputnik руководитель Московской Школы Звонарей, директор мастерской по производству колоколов Илья Дроздихин.
«Прежде всего, я профессиональный звонарь, умею звонить в колокола. Но потребность в хороших православных колоколах есть. Московская школа звонарей более 10 лет обучает будущих звонарей, набор идет каждый месяц, обучаем 150 человек в год. Приезжают люди из-за рубежа. Есть дистанционное обучение. Существуют отличия в традиции европейского и русского колокольного звона. В Европе колокола раскачиваются вокруг своей оси, их там немного. В нашей традиции колоколов несколько, звонарь управляет языком колокола, сам колокол закреплен стационарно. Один человек может справиться со всем набором. Отличие и в размере колоколов. Раскачивать большие колокола тяжело, европейская традиция остановилась на весе 25-30 тонн. У нас даже старинные колокола, которые старинные, сверхтяжелые – 30-70 тонн. Самый большой действующий русский колокол находится в Троице-Сергиевой Лавре и весит 70 тонн. «Царь-Колокол» весил 200 тонн. До этого был тоже «Царь-Колокол», он весил почти 160 тонн и звучал 50 лет. У нас значительное расстояние между церквями, храмами. Колокола делали большие, чтобы их было дальше слышно. Другой момент, в представлении человека того времени колокольное мастерство было в руках государства. Колокол – показатель могущественности государства, если могут позволить отлить колокол, то все хорошо с оборонкой. Это как атомная бомба, которую необязательно использовать. Европейские и русские колокола принципиально отличаются по манере игры. Наши колокола дают широкий спектр звучания, в одном колоколе собрана маленькая звонница. В Европе колокола октавного типа, дают определенную ноту. Там их подгоняют по звучанию, чтобы не было погрешности. У наших колоколов может быть своя изюминка, особенность. Наша традиция особенная, мы делаем с запасом много однотипных, после подбираем колокол по благозвучию. Наш колокол более объемный по звучанию, европейский более четкий, строгий. На 99% колоколен в Европе сегодня стоит автоматическая звонница. У нас не принято давать имена всем подряд колоколам. Как правило, дают самым тяжелым, сравнивают с голосами животных. Называют по назначению – Воскресный, Успенский. «Царь-Колокол» называется по размеру. В нашей традиции это, скорее, прозвища. Надпись на колоколе от 3-го лица. В Европе колокола крестят в прямом смысле слова, происходит очеловечивание. Надпись делается от лица колокола», – рассказал эксперт.
За годы советской власти были утеряны многие навыки по производству колоколов, рассказал Илья Дроздихин.
«Дореволюционная школа литья была на высоком, серьезном уровне. Литейщики добились совершенства. Дошедшие до нас колокола – классика, на которой учатся. После революции все заводы были уничтожены, традиции наследования мастерства были прерваны. Все, кто отливает сейчас колокола в России – самоучки, новички. Есть ориентир, за 20-25 лет мы научились многому. Европейские производители смотрят на нас свысока. Там сохранилась преемственность, существуют династии, заводы с 200-летней - 500-летней историей. Есть разница, форма чего будет заливаться, есть отличия в технологии формовки, в материале. Для колоколов используется высокооловянистая бронза, колокольная. Процесс содержания олова там доходит до 20%. Чем больше олова в колоколе, тем он лучше звучит, но тем более хрупкий. Эксперты не пришли к единому мнению, почему разбился «Царь-Колокол». Колокол Реут в Московском Кремле весит 25 тонн, 2 раза падал, но звучит и работает. Так что падение не на 100% говорит, что поэтому разбился колокол. Европейцы считали, что при переливке он стал слишком хрупким. Колокол – один из самый простых инструментов в освоении. Это ударный инструмент, по технике похож на барабанную установку, подчиняется законам музыкальной организации. Звонари в основном импровизируют. Есть традиции, которые дошли до нас, мы их сохраняем. Основная задача – созыв верующих на служение, оповестить о службе и пригласить в храм», – рассказал Илья Дроздихин.