Когда и где появились шахиды?

Когда и где появились шахиды?

Ранее в Советском Союзе слова типа шахиды, Аль-Кайда, террористические акты, талибы и прочие атрибуты мусульманских радикальных течений были мало знакомы советским людям, несмотря на наличие в стране большого количества мусульман.


В этом была заслуга советской власти, которая смогла погасить межнациональные и межконфессиональные противоречия в огромной стране. В прочем, с движением Талибан им вплотную пришлось познакомиться в Афганистане, оно, по сути, и создавалось американскими и арабскими спецслужбами для противодействия Советской Армии, войска которой были введены в эту страну для прекращения кровавых междуусобиц.

А получилось все наоборот, ввод наших войск привел к консолидации усилий всех враждовавших там кланов, которые при мощной иностранной поддержке развернули регулярную войну против советских войск, тогда советские солдаты впервые "познакомились" и с шахидами. Афганская война, по сути, инициировала деятельность исламских радикальных организаций (при поддержке стран Запада) внутри СССР и с его развалом быстро распространилась на все исламские регионы бывшего Советского Союза и России. В результате мы получили две чеченские войны, многочисленные воинственные организации и группы мусульманских радикалов в южных регионах России и ряд крупных терактов, в том числе и с использованием шахидов. Последний взрыв в автобусе в Волгограде – яркое подтверждение постоянной угрозы с их стороны.

Так, когда же появились шахиды – смертники-террористы, какие причины толкают людей на самопожертвование и ради чего?

Многие связывают появление этого явления с борьбой палестинского народа против Израиля. Это неверное. С шахидами впервые в истории встретились ещё крестоносцы в XI веке. Первоначальной причиной появления этого явления была борьба за власть и влияние между различными лидерами мусульманских религиозных течений. Шахиды были (и есть сейчас) лишь инструментом и дешевым оружием в руках наиболее фанатичных мусульманских лидеров, не имеющих других возможностей для распространения своего влияния на не подконтрольные им территории и устранения неугодных конкурентов.

Как известно, в мусульманстве существуют два основных течения – сунниты и шииты. Наиболее многочисленной ветвью являются сунниты, которые распространены в большинстве стран арабского мира, в государствах Северной Африки, Среднего и Дальнего Востока, а также в России, бывших среднеазиатских республиках Советского Союза и Азербайджане. Шииты составляют большинство населения Ирана и Ирака, в небольших количествах их диаспоры имеются в Сирии и некоторых других странах.

Вообще, шииты рассматриваются в большинстве мусульманских стран как неправильное течение и считаются раскольниками. Поэтому борьба между этими течениями всегда носила и носит сейчас ожесточенный и бескомпромиссный характер.
Появление шахидов связывается с ветвью шиитов, а именно с одной из её радикальных сект – назаритов, которые откололись от религиозного крыла исмаилитов (сторонников сына шестого шиитского имама Джафара ас-Садика – Исмаила). Раскол не имел религиозного характера, а был чисто организационным – лидеры не поделили власть. Подобные процессы мы сейчас можем наблюдать, например, и в современной Палестине, где идет ожесточенная борьба между различными мусульманскими группировками. А выгоду от этой распри извлекает Израиль.

Жестокое преследование назаритов в разных странах привело к тому, что они стали уходить в подполье, скрываться в труднодоступных горных районах Персии, Ирака, Ливана, Сирии. Для борьбы со своими врагами назариты создали свою боевую организацию ассасидов (что в прямом переводе с арабского означает "употребляющие гашиш").

Основными формами борьбы были тайные операции по внедрению в структуры власти разных стран, уничтожение неугодных государственных и религиозных лидеров, диверсионные и партизанские методы. Её основателем считается шейх Хасан ибн Сабах, который в недоступных горных районах создал независимое государство Аламут. Воины этого шейха и стали впоследствии называться "шахидами".

Свое название это государство получило от имени горной крепости (столицы этого образования), обозначающей в переводе с арабского "гнездо орла", которое просуществовало почти два века – с 1090 по 1256 год. Считается, что шейх вел аскетический и праведный образ жизни (хотя был женат, имел детей и не чурался прелестей жизни), был строг, но справедлив, ввел в своем государстве жесточайшую дисциплину, от подданных требовал абсолютного повиновения.

На фоне богатства, разврата и разгульной жизни шейхов и имамов в окружающих странах такой образ жизни вызывал уважение и привлекал к нему множество сторонников (как это похоже на нашу действительность!). Его считали пророком. Вскоре в его подчинении было уже более 60 тысяч человек, и он начал экспансию против соседних стран. Она велась с помощью отрядов федаинов (в переводе с арабского – "жертвующие собой во имя веры", то есть шахиды).

Для мотивации жертвенности им внушалась мысль о том, что после смерти они непременно попадут в рай. Более того, для отдельных федаинов- шахидов такой "рай" организовывался в специальных лагерях, куда их в наркотическом опьянении перемещали на некоторое время. Рассказы побывавших в этом "рае" окружающим федаинам были лучшим пропагандистским материалом и в ещё большей степени стимулировали их на подвиги.

Поскольку шахидам при решении боевых задач приходилось внедряться в различные слои общества, то большое внимание уделялось актерскому мастерству, искусству перевоплощения. В этом им не было равных. Их отличал также религиозный фанатизм, вера в правильность избранного пути, самопожертвование, что позволяло им переносить любые страдания и пытки при арестах.

Вскоре эта организация стала грозой власть имущих в различных странах Ближнего и Среднего Востока и даже Европы. Счет уничтоженных ею вельмож и религиозных деятелей исчислялся тысячами. Среди них были такие известные лица как визирь сельджукского султана Низам аль-Мульк, сын триполитанского графа Раймунда II (которого, кстати, "заказали" его политические противники в стране), сын графа Боэмунда IV – Раймунд де Пуатье, претендент на корону Иерусалима Конрад Монферратский, а также три халифа, шесть визирей, несколько десятков наместников и правителей провинций, областей и городов, немало духовных лиц. Из религиозной секты назариты вскоре превратились в банду наемных убийц, которые за деньги выполняли заказы самых разных лиц по устранению их конкурентов (невзирая на их религиозные убеждения).

Но это не могло продолжаться долго. В 1256 году отряды властителей этого региона – татаро-монголов – осадили крепость Аламут, разрушили её, а федаинов-шахидов перебили.

Нечто подобное мы имели в Чечне. Однако повторения подобных событий в России в какой-либо другой форме исключать не следует. Этому способствуют существенное расслоение российского общества, появление большого количества обездоленных людей на фоне кричащего богатства отдельных лиц, коррупция во всех эшелонах власти, широкое распространение экстремистских религиозных и националистических организаций, вербующих в свои ряды новых членов, в том числе и людей, готовых жертвовать своей жизнью в знак протеста против несправедливости. Так что кандидатов в шахиды у нас ещё немало.

Поразительно, но для мотивации шахидов по-прежнему используется тезис о том, что они после смерти попадут в рай. Почти тысячу лет прошло после событий в далеком Аламуте, а эта приманка по-прежнему является главным стимулом для многих верующих людей. И это происходит на фоне всеобщей грамотности, колоссальных успехов науки и техники. По-прежнему находятся люди (причем даже с высшим образованием), которые верят в существование рая для избранных, не подозревая о том, что они решают задачи в интересах кучки лиц, зарабатывающих на их жертвенности большие деньги. А за спиной этой кучки стоят арабские шейхи, которые вкладывают миллиарды долларов на создание "великого мусульманского халифата" под их руководством, эксплуатируя чувства верующих людей для достижения своих утилитарных политических целей.


Другие материалы раздела
Первая полоса