Крымские караимы – кто они?

Крымские караимы – кто они?

На территории Крыма с древних времен проживало большое количество народов и народностей.


Одним из самых загадочных из них являются караимы, которые, как утверждают некоторые историки, проживают здесь уже не менее 800 лет.

Множество легенд и версий окружают историю возникновения и появления этого народа в Крыму. Даже у самих караимов происхождение и история своего этноса является предметом жарких споров. Слово «караим» вошло в употребление в IX веке и изначально использовалось для обозначения религиозной группы. В Российской Империи вероисповедание указывалось безотносительно к национальности, а СССР– наоборот – вместо вероисповедания указывалась национальность. Соответственно, в советской тюркологии термин «караимы» закрепился за названием караимского этноса.

По национальности они не являются евреями, но по религиозным воззрениям – иудеи. Однако при этом почитают Ветхий Завет и отрицают Талмуд (свод комментариев к Ветхому Завету), что считается одним из диссидентских течений иудаизма. Само название – «караимы»– означает «читающие» или «библеисты, специалисты в толковании Писания» и не имеет никакого отношения к этническому составу этого движения, а отражает лишь основную характеристику данного народа – почитание священного Писания (еврейской Библии) как единственного и прямого источника религиозных законов.

Поэтому загадкой остается их этническое происхождение. Одни считают их потомками древних израильтян, другие – хазар, придерживавшихся иудаизма, третьи – половцев, гуннов и даже сарматов (савроматов). Исторические документы указывают на то, что караимы появились в Восточной Европе уже в пост-хазарское время, не ранее XIII века, и поэтому хазары вряд ли могли оказать какое-либо влияние на язык и веру караимов. Последние же считают, что наоборот – хазары приняли их веру.

Много вопросов возникает по поводу того, откуда пришли караимы в Крым. Есть версия, что караимское религиозное движение возникло в городе Багдад на территории современного Ирака в середине VIII века н.э. и оттуда распространилось на Восточную Европу. Не исключается исход этого народа и из древней Иудеи.

Первое свидетельство о пребывании караимов в Крыму датируется 1278 годом. Самые ранние общины караимов появляются в городе Сулхате (современный Старый Крым), Каффе (Феодосии), Кырк-Йере (Чуфут-Кале) и Феодоро-Мангупе. После присоединения Крыма к России в 1783 году караимы расселяются практически по всем крупным городам полуострова и на материковой части империи.

Предполагается, что уже самые ранние караимские переселенцы в Крыму XIII – XIV веков, по всей видимости, говорили на тюркском языке, переняв его в качестве разговорного от своих соседей-татар. Об этом свидетельствуют эпитафии XIV–XV веков с тюркскими именами погребенных на крымскотатарском языке на надгробных памятниках на кладбищах караимов. Тем не менее, иврит (древнееврейский) по-прежнему считается языком литургии, богослужения, деловой переписки, поэзии, надгробных эпитафий, научных и теософских трудов.

Длительное время духовным центром и родовым гнездом караимов была крепость Чуфут-Кале, где ещё в конце XVIII века было около 200 домов и проживало до 1200 человек. Там располагался и молельный дом караимов (кенасса), который сохранился и используется до сих пор. Затем в XIX веке духовный центр переместился в Евпаторию, но развалины крепости Чуфут-Кале и прилегающие к ней кладбища до сих пор остаются главными святынями этого народа.

Близкое сосуществование с татарами оказало неизбежное воздействие на быт и повседневную жизнь караимов. Дома, одежды, этническая кухня и обряды караимов выглядят совсем по-татарски. Тем не менее, влияние крымских татар не вышло за пределы чисто культурологических заимствований. Смешанные браки между караимами и их этническими соседями длительное время были запрещены, пожалуй, вплоть до реформ советского времени.

Караимы с давних времен утверждали, что по крови их ничего не связывает с еврейством. Не исключается, что это был всего лишь ловкий прием для использования сложившихся обстоятельств в выгодном для себя свете. Но этот ход обеспечил им значительные успехи в дальнейшем. Они не подвергались жестоким гонениям, как это было с талмудистами в Западной Европе. При переходе Крыма в состав Российской Империи они получали больше свобод, чем представители традиционных еврейских общин, которые были ограничены в правах законом о так называемой «черте оседлости» 1791 года.

Вначале караимы были освобождены от двойной подати, а в дальнейшем получили все те же права, что и остальные свободные подданные империи. Это позволило им занять достаточно прочные позиции в российском обществе и, особенно, в сфере бизнеса. Это же обстоятельство спасло караимов от уничтожения при оккупации Крыма фашистскими войсками во время Великой Отечественной войны.

Караимский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. Лексический состав караимского языка отличается значительным количеством гебраизмов. В нем различаются северный (тракайской), южный (галичский) и крымский диалекты. Крымский диалект караимского языка заметно отличается от диалектов караимов Литвы и Западной Украины. Традиционное караимское название языка: Лашон Кедар («язык кочевников»), Лешон Татар («язык татар»), татарское наречие, турко-татарский язык.

Всего в мире насчитывается чуть более 2000 караимов. На территории Крыма в настоящее время проживают около 800 человек (Симферополь, Евпатория, Феодосия, Бахчисарай). На остальной территории России – 200 человек (в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге).

Революционные события начала XX века в России привели к эмиграции части караимов в зарубежные страны. Сейчас по некоторым данным в Израиле проживают около 500 человек, в Польше – 350, во Франции – более 40 человек. После развала СССР часть караимов осталась на Украине (до 200 чел.; Одесса, Николаев, Галич, Луцк), в Литве (250 чел.; Вильнюс, Тракай, Паневежис).

Следует отметить, что в связи с активными процессами ассимиляции, происходившими в Российской Империи и, особенно, в СССР, а также расселением этого этноса на других территориях многие караимы потеряли связь с землей предков, сменили свою религию (или стали атеистами) и даже этническую идентичность. Значительная их часть (до 40%), живущая за пределами Крыма, уже не знает родного языка. В результате ассимиляционных процессов многие диалекты караимского языка практически исчезли, поскольку не осталось их носителей.

По мнению многих ученых, этот этнос находится на грани исчезновения. Так бывает со многими народностями, потерявшими связь с родной землей и традиционными ценностями, в том числе и религиозными. Сейчас Крым находится в составе России, и от российского руководства будет во многом зависеть судьба этого народа.


Другие материалы раздела
Первая полоса