В результате они превращаются в новую общность людей, весьма далеких от своих предков по образу жизни, языку и даже по внешнему виду.
Примером такой трансформации могут быть Балканы. Этот регион превратился в плавильный котел, где столкнулись не только разные этносы, но и крупнейшие религиозные течения –христианство (православие и католичество) и ислам. Пёстрый этнический состав Балкан, южный темперамент проживающих здесь народов, смешение славянских и турецких традиций – всё это превратило регион в «пороховую бочку Европы», не раз оборачивалось острыми конфликтами и кровопролитными войнами в прошлом и немало неожиданностей может ожидать нас здесь и в будущем.
Сейчас большинство населения полуострова исповедует православие. Это греки, болгары, сербы, черногорцы, македонцы, частично албанцы. Но здесь также сильно влияние католического мира. Католиками являются хорваты, словенцы и некоторая часть албанцев.
Мусульманами на полуострове сейчас являются собственно турки, боснийцы (бывшие сербы) и другие этнические группы. Вот об этих меньшинствах – славянах по происхождению и языку, ставшими мусульманами, – здесь и пойдет речь.
После падения Византийской империи полуостровом овладели турки, исповедовавшие ислам. Могущественная Османская империя в XIV–XV веках поставила коренное славянское население перед выбором – платить непосильные налоги и страдать за веру предков или принять ислам. В результате часть славян смалодушничала и предпочла переход в чуждую им мусульманскую религию.
В первую очередь речь идет о болгарских богомилах и местной знати, не пожелавших платить огромную дань захватчикам и принявших мусульманскую веру. В результате, получился причудливый этнокультурный сплав, вокруг которого по сей день разгораются нешуточные споры. Богомилами (во Франции их сторонники известны как альбигойцы или катары) называли болгарских еретиков – ранних христиан, исповедовавших, как считают некоторые историки, зороастризм, митраизм, манихейство и отрицавших роль христианской церкви и её обряды.
Из всех жителей Балкан босняки (бошняки)– единственные исламизированные славяне, которым удалось получить статус отдельной национальности и обозначить собственный язык, который считался (и считается многими сейчас) диалектом сербохорватского (сами босняки воспринимают этот тезис в штыки). Более того, они живут теперь в самостоятельном государстве Босния и Герцеговина, где составляют большинство населения (более 50%). В Боснии турецкое влияние было особенно сильным. Это связывают с тем, что на этой территории христианская культура распространилась позднее, чем на остальных южнославянских землях. Поэтому сам процесс исламизации не встретил существенного противостояния со стороны славянского населения.
В настоящее время босняки успешно сочетают светские и религиозные нравы, исламские и славянские традиции.Они гораздо демократичнее других своих единоверцев: женщины обладают равными правами с мужчинами, могут носить свободную одежду и не закрывать лицо. Кроме того, в Боснии не возбраняется употребление алкоголя и курение.
Одним из самых известных босняков по праву считается культовый режиссёр Эмир Кустурица: правда, в 2005 году он, по собственному признанию, решил вернуться к вере предков и был крещён в православии. Помаки – принявшие ислам болгары (по другой, менее популярной версии они были потомками тюрков). Помаки отличаются от всех остальных славян-мусульман тем, что говорят на болгарском языке не только с вкраплениями турецких слов, но с обилием старославянизмов.
Свою исламизацию и отделение от православных соотечественников помаки восприняли весьма сдержанно, как вынужденную необходимость. Они долгое время сохраняли некоторые христианские традиции: например, ходили на Богоявление за святой водой и крестили хлеб при замешивании теста. У местных женщин так и не прижилась чадра: вместо неё они носят косынки.
Сейчас обычаи помаков представляют собой пёстрый сплав язычества и ислама. В частности, обрезание мальчиков делается повсеместно, традиционно сохраняется негативное отношение к употреблению алкоголя и половым отношениям до брака.
Браки среди помаков заключаются преимущественно между односельчанами. При этом свадебная церемония включает в себя много необычных моментов. Во-первых, все торжества проходят только зимой. Во-вторых, лицо невесты плотно покрывается белой краской, дабы уберечь её от завистливых глаз, а затем разрисовывается яркими цветами – в основном розами (символ Болгарии), что одновременно является демонстрацией своей любви к родной стране и данью восточным традициям, где этот цветок также пользуется уважением.
Ещё одним славянским народом Балкан, принявшим в XV–XVIII веках ислам, являются торбеши –македонцы, жители западной части Македонии. При этом они в чистом виде сохранили свой язык и только изредка говорят на смеси македонского и сербского. Торбеши– стопроцентные славяне.
Сложность их существования кроется в неоднородном составе самой Македонии, сильном турецком влиянии, широких связях с Болгарией, присутствии на территории их проживания значительной албанской общины.Часть торбешей была ассимилирована албанцами, другая же и по сей день настаивает на уникальности своей национальной идентичности.
Кстати, обряды торбашей очень схожи с помацкими. К примеру, на свадьбу лицо невесты так же покрывают белыми красками, правда, макияж и костюм менее пёстрые и кричащие, чем у болгарских мусульманок: в них преобладают золотистые, серебристые и лазурные тона.
Горанцы– мусульманские славяне южной части Косово и Метохии, говорящие на сербском или диалекте болгарского языка. Они славились своими кондитерскими лавочками, вкусной выпечкой и уютными маленькими кофейнями. Но военная операция НАТО имела трагические последствия не только для сербов, но и местных славян-мусульман, многие из которых покинули родные места, в том числе из-за обострившихся отношений с албанцами. Большинство горанцев ныне проживает в Сербии.
Еще одной славяно-мусульманской общностью Балкан являются черногорцы-потуреченцы. Любопытно, что именно Черногория стала единственной страной на Балканах, лишь частично подчинявшаяся Османской империи, поскольку местное население неоднократно давало решительный отпор завоевателям. Так, в 1712 году в битве при Царев-Лазе восемь тысяч черногорцев (по другим данным – 12) под командованием митрополита Даниила сумели разбить 60-тысячную турецкую армию, отделавшись при этом минимальными потерями. Сейчас местные славяне-мусульмане не столь многочисленны и не имеют каких-то ярких специфических обычаев, в отличие от тех же торбешей и помаков.
Из всего этого следует вывод, что при смене религиозных воззрений народы и персоналии постепенно теряют свою национальную идентичность, изменяют образ жизни и даже внешность.