Ранее основным источником устройства этого мира была философия. Она описывала явления, процессы, позволяла людям постигать истину и вести споры в ее поиске.
Дать наиболее полное и глубокое описание природных явлений в рамках натурфилософии пытались еще во времена античности. Впервые данный термин встречается в трактатах Сенеки и далее становится неотъемлемой частью описательного процесса.
В процессе философского познания и формирования фундаментального научного знания в отдельных направлениях, появилась необходимость отделять натурфилософию и научное знание. Процесс развития и того, и другого не мог продолжаться в одном русле. Далее мы рассмотрим этот процесс более подробно.
Зарождение позитивизма: основное значение
Родоначальником позитивизма в философии стал Огюст Конт, который пришел к мысли, что философия должна быть разделена на две составляющие: логическую и эмпирическую. Логическая часть философии составляет базис фундаментального познания, благодаря которому мы сможем составить определенную картину того или иного явления. Эмпирическая часть – это уже практическая апробация полученных знаний, использование их непосредственно в научных экспериментах, фиксация результатов, сравнение с логическими доводами, подтверждение или, наоборот, их опровержение.
Интересно отметить, что сам Огюст Конт утверждал следующее: «Наука – сама себе философия». Таким образом, он признавал обособленность научного знания, его самобытность, самостоятельность и переход на тот уровень, когда нет необходимости философской трактовки тех или иных явлений, если имеется разработанная научная модель.
Стадии истории человечества с позиции позитивизма
Огюст Конт уделял много времени описанию человеческого становления и процессов, протекающих в обществе, которые оказали определенное влияние на подобное становление. В рамках своих исследований он сформулировал основные стадии, которые являются определяющими на всех этапах становления человечества.
Теологическая;
Метафизическая;
Позитивная.
В рамках теологической стадии люди используют понятие Бога для обоснования большинства явлений и самого факта появления человечества. Метафизическая стадия уже не оперирует высокими божественными материями, но при этом используются такие понятия, как природа, которые могут отчасти заменять понятие Бога. Огюст Конт и позитивисты высказывались о метафизике в крайне негативном ключе, считая ее плодом воображения и фантазий, пусть и выраженным в строгой логической форме.
И вот теперь человечество выходит на стадию позитивизма, где научное знание становится единственной формой знания. Человечество наконец-то становится способным принять релятивизм, то есть относительность нашего познания, а любое логическое умозаключение, любые воображаемые понятия, гипотезы, утверждения и заключения строго подчиняются эмпиризиму, то есть наблюдению и сопоставлению.
Тут же надо отметить, что существует несколько способов сбора информации в рамках научного знания. Среди них:
Контент-анализ. Изучение всего, что было представлено ранее в определенной области другими учеными;
Наблюдение. Непосредственное наблюдение за объектом;
Эксперимент. Создание специальных условий, в которых объект изучения будет проявлять себя определенным образом. На основе этих данных осуществляется сбор информации, ее структуризация.
Моделирование. Создание научной модели описывающей явление, которая включает в себя все необходимые условия, оказывающие воздействие на объект изучения.
Заключение
В этой статье мы с вами разобрались в том, что же такое позитивизм, кто его основатель и какое влияние он оказывает на мировую науку. Это совершенно новый подход к изучению природы вещей. До определенного времени философия во многом опиралась на логические доводы и зависела от временного промежутка. Например, зарождение экзистенциализма напрямую связано с разного рода глобальными событиями, оставившими свой след в мировой истории. Если брать русских философов, то Бердяев, Достоевский, Друскин и другие представители экзистенциальных суждений в философии были подвержены непростым жизненным испытаниям, среди которых были войны, революции, государственные перевороты.
Поэтому структура научного знания в позитивистском аспекте позволяет нам не только абстрагироваться от эмоционального аспекта, но и получать более точные познания, в которых в настоящий момент появилась острая необходимость.
Автор статьи: Антон Щегулин