Советский «Домострой»

Советский «Домострой»

На просторах Интернета «гуляет» выдержка из «Домоводства» издания 1959 года по вопросам семейных взаимоотношений.


Для большинства молодых читателей она является своего рода курьезом, забавной шуткой, поводом позубоскалить над «темнотой» и «невежеством» наших предков.

Вот, например, советы для жен из этой выдержки:«Вы должны помнить, что к приходу мужа со службы нужно готовиться ежедневно. Подготовьте детей, умойте их, причешите, переоденьте в чистую, нарядную одежду. Они должны построиться и приветствовать отца, когда он войдет в двери. Для такого случая сами наденьте чистый передник и постарайтесь себя украсить – например, повяжите в волосы бант. В разговоры с мужем не вступайте, помните, как сильно он устал, и на что ему приходится каждодневно на службе ради вас – молча накормите его, и, лишь после того, как он прочтет газету, вы можете попытаться с ним заговорить».

Совет для мужей: «После совершения интимного акта с женой, вы должны позволить ей пойти в ванную, но следовать за ней не нужно, дайте ей побыть одной. Возможно, она захочет поплакать…».

А так ли это смешно?

Давайте посмотрим поближе на причины появления подобных советов. С древних времен у разных народов семейные взаимоотношения регулировались традициями, выработанными на протяжении веков. Далеко не всегда они были гуманными и человеколюбивыми к членам семьи.

В дальнейшем с появлением религиозных течений семейные отношения формировались под воздействием соответствующих религиозных догм и регулировались служителями церкви. В разных религиях положение членов семьи было различным. Чаще всего в большинстве религий в семье главенствовал муж (как кормилец, добытчик), в то время как жена была в подчиненной роли. В христианстве это, например, выражалось фразой: «Жена да убоится мужа своего…».

После Великой Октябрьской социалистической революции в России произошли радикальные изменения не только в сфере управления государством, но и началось формирование новой идеологии, независимой как от церкви и церковных канонов (церковь была отделена от государства), так и национальных традиций (в основу положены идеи интернационализма, а не национальные обычаи).

Путь выработки новых традиций был мучителен и тернист, сопровождался множеством ошибок и искривлений. Это объяснялось тем,что в общественную жизнь городов и промышленное  производство были вовлечены огромные массы неграмотных, или малограмотных людей из деревень, оторвавшихся от своих корней и потерявших жизненные ориентиры. Отсюда резкая девальвация семейных ценностей широкое распространение антисоциальных явлений, таких как прелюбодеяния, разводы, пьянство, бытовая преступность, разгульный образ жизни.

В послевоенный период продолжился процесс массового перемещения сельского населения в города в связи с необходимостью их восстановления и развития промышленного производства. Вот в этих условиях и появилась потребность как-то отрегулировать семейные отношения, создать свод правил поведения членов общества в семьии  в быту. Тогда, по-видимому, и появилось это «Домоводство», как свод элементарных правил поведения.

Надо понимать, что этот шаг советских властей в области регулирования семейных отношений не является чем-то новым и революционным. В странах Запада давно уже существует традиция периодически издавать пособия с изложением правил поведения в обществе, особенностям быта и нравов каждой страны. Тем самым традиции поддержания отношений между людьми передаются из поколения в поколение. Думается, что разработка этого «Домоводства» в СССР производилась под влиянием западного опыта.

Следует напомнить, что и в России имеется опыт разработки книг с изложением существовавших в различные времена традиций, нравов и обычаев.

В первую очередь в этой связи можно назвать знаменитый «Домострой», приписываемый протопопу Сильвестру (приводится в Интернете). Полное название этой книги, отнесенной к  памятникам русской литературы, звучит так: «Книга, называемая «Домострой», содержащая в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину – мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам». По мнению российских историков, она была создана в XV веке, является плодом коллективного труда и написана на основе более ранних сборников поучений и книг как славянских, так и западных.

Так, например, в «Домострое» определены следующие основные качества любого человека и,особенно, христианина.

«Будь и праведен, и справедлив, и живи в смирении; очи долу опуская, ум к небесам простирай, в молитве к Богу и в слове к людям приветлив будь; опечаленного утешь, в бедах будь терпелив, со всяким будь обходителен, щедр и милостив, нищелюбив и странноприимен, скорби о грехах и радуйся в Боге, не будь алчен к пьянству и жаден к обжорству, будь кроток, тих, молчалив, друзей возлюби, а не злато, будь неспесив, боязлив пред царем, готовым исполнить волю его, в ответах вежлив; и чаще молись, благоразумный старатель Бога, не осуждай никого, защитник обездоленных, нелицемерен,– чадо евангелия, сына воскресения, наследник вечной жизни во Христе Иисусе, Господе нашем, ему же слава во веки.»

Есть чему поучиться у древнего «Домостроя» и современным людям, особенно по части семейных отношений. Не секрет, что многие неурядицы и даже разводы в семье возникают из-за элементарного невнимания супругов друг к другу, стремления поставить свое «эго» на первое место, переоценки своих качеств.

К сожалению, в современном обществеподобных книг почти нет, как нет и разработанной стройной системы формирования необходимых качеств у людей для семейной жизни. Робкие попытки решать такую задачу с помощью различных курсов успеха не приносят. В школе и церкви должного внимания этим проблемам также не уделяется. Как следствие этого разводы в нашей стране приобрели массовый характер и составляют более 50% заключенных браков. Хороший повод задуматься руководителям нашего государства.

Другие материалы раздела
Первая полоса