Наши предки всегда придавали большое значение выбору имени ребенку. Считалось, что от этого зависит его дальнейшая судьба, карьера и вообще вся жизнь. К сожалению, в по-следние десятилетия у некоторых молодых людей отмечается достаточно легкомысленное отношение к этому вопросу.
Имена детям дают зачастую под влиянием каких-то сиюминутных событий или явлений, не задумываясь о том, как они будут чувствовать себя с необычными именами во взрослой жизни. Однако, к счастью, отмечается и другая тенденция - изменение отношения к выбору имен в связи с распространением церковных обрядов крещения, стремлением к восстановлению национальных традиций. В связи с этим многие родители стали задумываться о значении имен, заглядывать, как говорится, в святцы, интересоваться происхождением фамилий и искать корни своего рода.
Внешне вопрос о русских именах и фамилиях кажется достаточно простым. Все имена (в значительной степени греческого происхождения) указаны в церковных книгах и справочниках с соответствующими пояснениями их значений. Фамилии по славянской традиции у нас, как правило, являются производными от имен. Был предок Иваном - потомки получили фамилию Иванов, Андреем - Андреев, Владимир – Владимиров и т.д. Однако фамилии многих русских людей (да и представителей других славянских народов тоже) не вписываются в этот порядок и звучат иногда достаточно необычно. Каково их происхождение?
Думается, что ответ на этот вопрос следует искать в дохристианских именах наших предков, от которых и произошли, так сказать, нетиповые фамилии. А вот об этом большинство из нас совершенно ничего не знает. В некоторых книгах упоминается о традиции славян давать новорожденным детям несколько имен (одно из них было признаком принадлежности к определенному роду) с целью уберечь их от “сглаза” дурных людей и колдунов, а вот какие это были имена – мало кто знает.
Многие полагают, что исконно русскими в древности были такие имена как Святослав, Ярослав, Изяслав, Мстислав, и т.д. Однако эти имена, скорее всего, имеют общеславянские корни и употреблялись преимущественно среди западных славян. Кстати, они по-прежнему широко используются в странах Восточной Европы, особенно в Польше, Болгарии и на Балканах, и даже на Украине и в Белоруссии. В России они менее популярны. К тому же с принятием христианства эти имена постепенно стали исчезать из лексикона русского и славянского населения и заменяться именами греческого происхождения.
Так какие же имена могли носить наши предки в древности? Вероятнее всего, у них была своя система имен (прозвищ), которой они длительное время придерживалась. Объяснение этому видится в том, что крещение людей в тот период производилось не сразу после их рождения, а при достижении определенного возраста. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона в статье "Крещение" указывается, что у восточных славян (в том числе и у русских) было принято крестить детей в возрасте 7 лет после прохождения ими определенного подготовительного периода. Немало людей по различным причинам крестилось и в зрелом возрасте. По некоторым косвенным признакам процесс христианизации Руси занял несколько сот лет. А ведь до крещения каждого человека должны были как-то звать-величать.
Косвенные доказательства наличия таких имен у русского населения автор этой статьи нашел в книгах “История родов русского дворянства” Петра Николаевича Петрова (впервые издана в 1886 г.) и “Русская геральдика” Александра Борисовича Лакиера (1856 г.), выпущенных издательством “Эксмо” в 2009 году в одном томе под общим названием “История российской геральдики”.
Первая книга содержит подробную информацию о родословной известных русских княжеских родов, деятельность которых оставила заметный след в истории Российской Империи, а вторая посвящена исследованию вопросов о происхождении русских дворянских гербов. Нас же эти книги интересуют лишь с точки зрения употребления в них древних княжеских имен.
Особый интерес в этой связи вызывает книга П.Н.Петрова, в которой он достаточно часто приводит дохристианские имена князей, названными им прозвищами. Символическое отображение этих прозвищ нашло отражение даже на гербах отдельных дворянских родов, описываемых А.Б.Лакиером в своей книге.
В нашем понимании понятие “прозвище” носит определенный негативный, уничижительный оттенок, но в древности и даже в XIX веке, когда писались вышеупомянутые книги, ему придавался несколько иной смысл. Поэтому ничего удивительного нет в том, что многие из этих “прозвищ”, какими бы неблагозвучными они нам не казались сейчас, со временем трансформировались в фамилии самых знатных родов России. И эти фамилии с гордостью воспринимались их благородными потомками в течение длительного времени. Кстати, сам Петров в нескольких местах своей книги, в случае отсутствия в письменных источниках христианского имени какого-либо князя, приводил его прозвище и прямо называл его “дохристианским именем”. Отсюда можно сделать вывод, что подобные прозвища и служили общепринятыми в то время именами у русского народа и восточных славян в целом.
Следует отметить, что родовое имя и право наследования уделов у русских князей передавались только по мужской линии. Поэтому в родословных князей и дворян П.Н.Петров в своей книге отслеживал лишь наследников мужского пола. А если их не оказывалось, то такой род считал угасшим. При этом женские имена-прозвища он в книге не приводил. А жаль.