14 ноября исполняется 110 лет со дня рождения Астрид Линдгрен

14 ноября исполняется 110 лет со дня рождения Астрид Линдгрен

Литературный критик: У Астрид Линдгрен «был внутренний ребенок, она умела строить отношения с детьми, оставаясь взрослой».


14 ноября исполняется 110 лет со дня рождения шведской писательницы, автора «Пеппи длинный чулок» и «Карлсона» Астрид Линдгрен. О талантливой женщине, которая подарила миллионам людей чудесный добрый мир в эфире радио Sputnik рассказала литературный критик, переводчик Ольга Мяэотс.

«У Астрид Линдгрен было яркое детство, какое должно быть у детского писателя. Все, что с ней происходило в детстве, потом вошло в ее книги – «Дети с горластой улицы», «Мадикен», «Эмиль из Леннеберги». Это золотое шведское детство, которое дорого каждому шведу. Самое важное, что было в ее семье и было типично для того времени – свобода и защищенность. Одну из книг Астрид посвятила своим родителям, в свою личную жизнь она не пускала посторонних. Самые трудные периоды для Астрид Линдгрен – юность и старость. Барьер юности, неуверенности, она переходила тяжело. Это были 20-е годы после Первой мировой войны, расцветающий феминизм. Астрид Линдгрен видела брошенных детей, и тема защиты ребенка, стремление подарить всем детям свободу и защищенность стала одной основных в ее творчестве. Есть люди, которые относятся к детям, как старшие к младшим. Есть те, которые сохраняют внутреннего ребенка. У Астрид был внутренний ребенок, она умела строить отношения с детьми, оставаясь взрослой. Существует легенда, как появилась «Пеппи Длинный чулок». Дочка Астрид заболела и попросила маму рассказать историю про Пеппи Длинный чулок. Астрид начала историю, придумала яркую фигуру, окутанную мифами. Потом записала, что-то нарисовала и подарила на 10-летие дочки домашнюю книгу. Астрид послала историю на конкурс в крупное шведское издательство и получила отказ. Переработала и в следующем году отправила в начинающее издательство, получила премию. Для шведов «Пеппи» антипедагогична, для нас эта книга была менее взрывная, чем «Карлсон». Книга «Пеппи длинный чулок» – о ребенке, которого взращивают, который бунтует против дидактики взрослых. Общество было провинциальное, зашоренное, погрязшее в условностях, Пеппи воспринималась как бунтарь. В СССР уже были герои- пионеры, поколение, которое могло учить погрязших в мещанских предрассудках. Для нас такой герой не был ярко бунтарским. «Карслон» больше всех в мире популярен в России и Советском союзе. В Швеции он считается резко отрицательным героем. Образ Карлсона – воплощение детской мечты. Любой одинокий ребенок придумывает параллельного персонажа, который наделен особыми способностями. В советской книжке Карлсон получил дополнительно вчитывание, отрицательный герой попал на культурную почву советской литературы. Это был 1957-й год, Оттепель только занималась. Астрид Линдгрен дала людям возможность самовыражения, освободила от лишних комплексов, повернула все шведское общество к ребенку. Вся социальная политика Швеции строится вокруг ребенка. После смерти писателя шведское правительство объявило, что учреждает Премию памяти Астрид Линдгрен. Она выдается каждый год лучшему в мире художнику, писателю, кто работает в духе Астрид Линдгрен. Дело живет, побеждает, поддерживается. Астрид сделала новую Швецию. Современный швед – ребенок Астрид Линдгрен, и это уникально. Главное, что делают книги Астрид Линдгрен – дают возможность  быть самими собой, поверить, что ты чудесен со всеми недостатками. Это основная миссия искусства», – рассказала литературный критик. 
Источник: https://ria.ru/radio

Другие материалы раздела
Первая полоса