30 лет назад в кинопрокат вышла кинолента Сергея Соловьева «Асса»

30 лет назад в кинопрокат вышла кинолента Сергея Соловьева «Асса»

Кинокритик: «Асса» - это был прорыв, взрыв, вольница и свобода невиданная для советского кино.


30 лет назад в СССР вышел фильм Сергея Соловьева «Асса». Картина вызвала невероятный отклик в советском обществе, в кинотеатры стояли очереди.

О самом фильме и эмоциях, которые он вызвал, в эфире радио Sputnik рассказал кинокритик и главный редактор журнала "Искусство кино" Антон Долин.

««Асса» - это выдающаяся картина. Выдающаяся по числу самых разных причин.

И рок - это первое что приходит в голову. Это понятно. Это действительно передовой саунд-трек, Гребенщиков - автор этого саунд-трека. При этом несколько групп участвует и каждая выдающаяся. Там звучат хиты и "Браво" и "Кино". И сам Цой снялся. Но это то, что все знают.

Но в этом фильме произошло явление многих других сторон нашей советской подпольной неофициальной жизни, которая до этого на большом экране, чтобы вся страна смотрела, не являлась никогда. Например, современное искусство.

Там Тимур Новиков есть на экране сам по себе. Сергей Бугаев - современный художник. Группа "Гнездо" и другие художники, московского концептуализма. Эти арт-объекты, железный занавес и труба коммуникации.

И даже портрет Брежнева, специально создававшийся для фильма, это все-таки арт-объекты. И весь фильм является арт-объектом всего пространства, внутри которого разворачивается действие. И это довольно революционно.

Например, герои. Все трое героев совершенно новые. Мы видим любовный треугольник, если как-то это огрублять, упрощать. Да, это классика. Но из кого он состоит?

Героиня - Друбич, Алика, она медсестра. Кстати, вспомним, что сама Друбич врач по профессии. Она на тот момент работала как врач. И она актриса, играющая медсестру, которая по расчету с вот этим «папиком» живет, уехала вместе с ним, для того, чтобы удовлетворять какие-то его нужды и рационально строить свою жизнь. И этот прагматический жест, довольно шокирующий для идеалистического советского кино, нарушает идеализм нового рода.

Ей нравится молодой человек, который тунеядец, он без работы, по сути дела, подыгрывает в какой-то ресторанной группе. Он не интересуется деньгами. Он называет себя не своим именем, что звучит тоже революционно. У него такая рокерская кличка. Он презирает власть, его сажают в тюрьму. А он практически смеется в лицо милиционерам.

Но и сам «папик», сыгранный Станиславом Говорухиным, конечно, фигура новая. Его пасут и КГБ, и милиция, но умирает он не от этого. Его убивает его оскорбленная любовница, потому что ему ничего не страшно. Он смелыми шагами идет в будущее, в 90- годы. И вот это будущее 90-х предвидел в фильме Соловьев. И оно принадлежит именно ему.

Таким как он, беспринципным, готовым пойти на убийство, коммерсантам, барыгам, людям, которые плевать хотели на любые законы, на законы морали, а не только на законы этого слабеющего имперского колосса.

И все три героя, между которыми разворачивается этот сюжет, все три были совершенно новыми для нашего кино. Всего за год вышел «Курьер» Шахназарова, в котором казалось есть чувство новизны. Но рядом с «Курьером» «Асса» -это совершенно авангардный, огромный шаг вперед.

Я помню, когда мы смотрели «Ассу» тогда, казалось, что включение в фильм исторических фрагментов с убийством Павла это такой авангардный, абсурдистский, бессмысленный, необъяснимый артистический жест, что к сюжету он не имеет никакого отношения, а оно вдруг там появилось.

Но, конечно, это не так. Конечно, Соловьев каким-то шестым чувством, а может и не он, а Сергей Ливнев, соавтор сценария, угадали, то, что грядут новые имена, грядет жестокая перемена, и одна империя умрет, другая империя родится. Будет ли родившаяся империя лучше - не факт. Этот скепсис у Эйдельмана есть.

И одновременно с этим, этот контраст, не будем забывать, что именно Крымов (С.Говорухин) читает книжку Эйдельмана "Грань веков", этот контраст еще и старого кино, тщательного костюмного кино основанного на реальных событиях с новым типом кинематографа, с новой реальностью, которая совершенно иначе на новом языке разговаривает.

Но, конечно, что сам Натан Яковлевич читал голосом от автора - это тоже очень здорово, потому что в фильме огромное количество не профессиональных актеров, не вполне актеров. Даже Говорухин - не вполне актер, хотя после этого много снимался, а до этого довольно мало- только у Киры Муратовой была у него большая роль "Среди серых камней".

Как я уже сказал, Друбич была тоже актриса -не актриса, Бананан-Африка-Бугаев был художник, а не актер. И вообще, в этом фильме профессиональных актеров было очень-очень мало. Актеры - Домогаров и другие, все, кто играет в этом вставном фильме, в костюмном, а в «Ассе» там не актеры, огромное количество обаятельных самозванцев, начиная с самого обаятельного из них - Александра Баширова, тоже родившегося с этим фильмом в новом качестве, который изображает майора. И вот этот самозванец-алкаш, который делает вид, что он майор советской армии, это тоже довольно симптоматичное и новое для того времени явление.

И откровенность в сценах любви в фильме была достаточно пикантной для того времени, но новаторской она не была. «Асса» - это фильм сюрреализм, презирающий реальность, как она есть, и наоборот, пытающийся над ней воспарить, как Бананан с Аликой воспаряют в маленькой кабинке фуникулера под песню «Город золотой».Для меня Соловьев - это «Асса», в первую очередь.

Я считаю, что два других фильма из этой трилогии «Черная роза - эмблема печали, и красная роза - эмблема любви» и «Дом под звездным небом» заметно уступают свободе «Ассы». Ранние фильмы Соловьева великолепны. «100 дней после детства» - это своего рода шедевр, но все-таки не до такой степени, как «Асса». «Асса» - это был прорыв, взрыв, вольница и свобода невиданная, не слыханная для советского кино. Очень много нового приобрело новое кино, которое скоро стало русским и перестало быть советским, с вхождением в него отечественнойрок-музыки.

И, конечно, с легкой руки Соловьева, это случилось. Начиная с «Ассы», во-первых, Цой становится актером и через год выходит фильм «Игла», Гребенщиков становится кинематографист, Петр Мамонов вскоре становится актером и важным соавтором кинематографа. И это продолжается до сих пор. Новейший пример -это еще не состоявшаяся премьера и, надеюсь, мы все скоро его увидим - фильм Кирилла Серебренникова «Лето». Фильм о Майке Науменко и молодости Цоя, где рок уже нового поколения. Лидер группы «Звери» поет за Майка Науменко и играет одну из главных ролей.

Это такая в духе поздних 80-х и перестройки идея. Я уверен, что этот фильм будут смотреть достаточно массово. Так что это никуда не девалось, и эта рокерская струя появилась в нашем кинематографе и в том числе благодаря «Ассе», - сказал кинокритик.

Источник: https://ria.ru/radio

Другие материалы раздела
Первая полоса