Павильону «Радиоэлектроника и связь» на ВДНХ вернут исторический облик

Павильону «Радиоэлектроника и связь» на ВДНХ вернут исторический облик

На ВДНХ воссоздадут горельефы, барельефы и скульптуры, украшавшие фасады павильона № 15 более 60 лет назад.


Об этом сообщила заместитель Мэра Москвы Наталья Сергунина.

Павильон был построен в 1954 году и назывался «Поволжье». Главной темой в его оформлении стала история городов, расположенных по берегам реки Волги. Однако уже в конце 1950-х было принято решение перепрофилировать павильон.

Он получил название «Радиоэлектроника и связь». Часть богатого декора тогда закрыли лаконичными фальшфасадами из алюминия, а часть — демонтировали. Горельефы, барельефы и скульптуры были повреждены или утрачены во время этих работ.

«При реставрации специалисты нашли элементы горельефов с батальными сценами, которые украшали павильон с 1954 года. Они обнаружились под фальшфасадами, установленными спустя несколько лет — в конце 50-х.

Так как сохранившиеся фрагменты позволяют воссоздать утраченные композиции, вместе с экспертами мы приняли решение восстановить первоначальный вид здания», — рассказала Наталья Сергунина. Ее слова приводятся на портале Мэра и Правительства Москвы.

Комплексная научная реставрация павильона возобновилась 12 мая, когда в городе перестали действовать ограничения на соответствующие работы, введенные ранее для борьбы с распространением коронавирусной инфекции.

Кроме горельефов будут восстановлены утраченные скульптурные композиции (солдата, матроса, рабочего с колхозницей, держащих герб СССР) и отреставрированы лепные декоративные элементы и знаменитые витражи, являющиеся важной частью оформления фасада. Будут воссозданы четыре колонны у входа в здание и украшавшие их горельефы, на которых изображено, как трактористы заводят трактор, колхозники осматривают посевы, рыбаки любуются огромным осетром, хлеборобы засыпают зерно в сеялку, животноводы кормят овец, а агрономы изучают колосья. В конце 1950-х годов оригинальные колонны были демонтированы.

Барельефы представляют собой объемные выпуклые картины, выделяющиеся на фоне стен фасадов. Горельефы — это тоже объемные изображения на фоне стен фасадов, но они ближе к скульптурным композициям, чем к выпуклым картинам. Элементами барельефов и горельефов могут быть разные узоры и орнаменты, фигуры людей и животных, образы природы, а также предметы и объекты.

В Департаменте культурного наследия города Москвы рассказали, что специалисты исследовали остатки декора и установили материалы, из которых он был изготовлен.

«В целом утрат, конечно, много. Повреждено более 50 процентов всех поверхностей, местами торчит арматура, есть сколы, трещины по штукатурному слою, загрязнения на сохранившихся участках. Однако у нас достаточно архивных материалов, по которым мастера смогут воссоздать былую красоту здания», — сообщил руководитель департамента Алексей Емельянов.

Скульптурное оформление образца 1954 года было выполнено Владимиром Деруновым, АпполинариемСтемпковским и Юрием Поммером. Все работы тогда велись прямо на территории выставки. Там были свои механический и столярный цеха, а также оформительский цех в составе живописной, скульптурно-лепной и картонажной мастерских.

«В настоящий момент выполнена докомпоновка горельефов. Созданы 3D-макеты в натуральную величину барельефов и горельефов, которые находятся на утверждении. После этого мы приступим к основным реставрационным работам. Также проводятся работы по расчистке живописи и воссозданию утраченных лепных элементов и скульптур.

После завершения всех работ москвичи и гости столицы смогут увидеть павильон практически в том виде, в котором его задумали авторы в 1954 году, в здании откроется музей Олимпийского комитета Российской Федерации», — рассказала заместитель директора ГКУ «УКРиС» Департамента капитального ремонта города Москвы Татьяна Полякова.

Восстановление исторического облика фасадов павильона «Поволжье» будет проходить в течение 2020 года.

Здание располагается слева от фонтана «Каменный цветок» на Центральной аллее ВДНХ. Это объект культурного наследия федерального значения, поэтому проект реставрации разрабатывался и согласовывался под контролем специалистов Департамента культурного наследия Москвы.


Другие материалы раздела
Первая полоса