Цирк ближайшего будущего: Аскольд Запашный рассказал участникам «Тавриды», как сделать представление интересным и актуальным

Цирк ближайшего будущего: Аскольд Запашный рассказал участникам «Тавриды», как сделать представление интересным и актуальным

В рамках творческой антишколы театра на форуме молодых деятелей культуры и искусств «Таврида» состоялась дискуссия «Синтез циркового и театрального искусства на примере шоу «Раз, два… четыре, пять».


Спикерами выступили заслуженный артист РФ, продюсер, режиссер, художественный руководитель ГУП «Большой Московский государственный цирк на проспекте Вернадского» Аскольд Запашный и российский актер театра, кино и озвучивания, режиссер дубляжа, диктор, официальный голос Брэда Питта и Киану Ривз в России Всеволод Кузнецов. Участники встречи – артисты циркового искусства и смешанных жанров, продюсеры, режиссеры, театральные менеджеры. Ключевой темой дискуссии стал вопрос о коллаборации цирка, театра и кино. На конкретных примерах из своего профессионального опыта эксперты рассказали, как видят цирковое представление.

«Когда я ехал сюда, мы определили, что диалог будет построен на основе нашего недавнего яркого спектакля «Раз, два… четыре, пять», премьеру которого посмотрело порядка 350 тысяч человек на Малой спортивной арене «Лужники». Это полноценная сюжетная история на вампирскую тематику, которая была сделана в качестве эксперимента. Образы здесь были разработаны полностью с нуля.

Ориентиром для создания этой вселенной послужили некоторые голливудские фильмы, в том числе, наверное, главной картиной для создания визуальных образов стал фильм «Ван Хельсинг». Но мы не заимствовали каких-то героев буквально. Когда мне задают вопрос, не является ли это копированием, я говорю, что копирования нет. Вампирская тематика чужда нашей культуре, и у нас нет оригинальных историй.

Когда ты как автор создаешь новое шоу, нужно, чтобы было соответствие. Вы должны ощущать, что то, что вы видите на сцене, соответствует базе знаний у зрителя. Это была попытка создать живое кино. Попытка идти к новому синтетическому искусству, в котором все допустимо»,– рассказал Аскольд Запашный.

Свою задачу как режиссера, продюсера и художественного руководителя он видит в том, чтобы доносить до людей, являющихся будущим искусства нашей страны, насколько цирк может быть интересным и полезным: «Цирк не имеет границ. Все, что вы синтезируете, объединяете в качестве мультижанров, по сути, является цирком. Цирк не имеет определенного формата, который некоторые мои коллеги называют классикой.

Я категорически с этим не согласен: считаю, что в цирке классики нет. Есть произведения, которые можно назвать классическими, просто потому что они стали культовыми: возьмем любую репризу Никулина с Шуйдиным, Румянцева, Олега Попова и т.д. – их можно назвать классикой, но если мы с вами рассуждаем как творческие люди, то определенного формата здесь нет».

Аскольд Запашный показал ряд видеороликов о представлениях Большого Московского цирка. Творчество известного артиста российского цирка произвело бурю эмоций у участников «Тавриды»: «я в шоке», «у меня недоумение», «это то, чего не хватает сегодня искусству», – признавались присутствующие.

Всеволод Кузнецов в свою очередь подчеркнул, что в театральном искусстве обычно не принято, чтобы на сцене было два параллельных действия, но в цирке Аскольда Запашного всегда есть эта параллель: «Мне это очень импонирует. Получается, что есть основная картинка и параллельно либо балет, либо какой-то второй номер.

Тебе интересно за этим наблюдать, и потом ты хочешь прийти на это представление второй раз и даже третий, чтобы рассмотреть все детали. Как вы могли заметить даже по трейлерам, работа гримеров потрясающая, работа художника по костюмам потрясающая, балет работает совершенно фантастически».

Участники долго не отпускали экспертов, задавали вопросы о том, как искоренить стереотипы у граждан относительно циркового представления и искусства в целом, сравнивали зарубежный и российский рынок.

На вопрос Дарьи Зиновьевой из Санкт-Петербурга, не планируется ли изменить формат «театр в цирке» на «цирк в театре», чтобы привлечь большую аудиторию, Аскольд Запашный ответил, что в цирк ходит намного больше людей, чем в театр: «К сожалению, цирк, будучи отражением гражданского общества, испытывает те же проблемы, что и наша страна в целом. Мы умеем производить качественный продукт, но до сих пор не умеем его продавать».

Были и совсем неожиданные вопросы: «Психолог Томми Робинсон собирает стадионы, у него куча поклонников. Как вы считаете, это цирк?» – поинтересовалась Ирина Гросс.

«С точки зрения сарказма – да, это тот самый цирк, когда наше искусство пытаются использовать как негативное оформление. Для меня любой успех – это повод порадоваться за того, кто это сделал. Но, с другой стороны, мне жалко тех людей, которые искренне шли на это цирковое представление в надежде на то, что оно изменит их жизнь. Если оно и изменяло жизнь этих людей, то только в пользу Томми Робинсона, который как психолог очень грамотно умеет манипулировать людьми».

В завершение встречи Аскольд Запашный поблагодарил участников за интересные вопросы и выразил надежду на дальнейшие встречи на профессиональном поприще.

«Ходите в цирк! Это чистая, беспримесная положительная энергия, которую вы не встретите ни в хорошем театре, ни на стадионе»,– резюмировал Всеволод Кузнецов.


Другие материалы раздела
Первая полоса