Минкульт использует возрастную маркировку фильмов для поддержки российского кино. Министерство культуры маркирует иностранные фильмы «взрослыми» рейтингами 16+ и 18+, а для отечественных фильмов ограничения снижают. По данным аналитической компании «Невафильм Research», в 2014 году дети старше 12 лет могли посмотреть каждую четвертую иностранную картину, в 2017 году – каждую десятую. Рейтинг 18+ раньше получал каждый седьмой иностранный фильм в российском прокате, а в 2017 году получили 37% зарубежных релизов. Напомним, возрастные рейтинги фильмам, книгам, сериалам присваиваются с 2012 году по закону о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Возрастная маркировка позволяет чиновникам надувать щеки и давать «дутую» отчетность, рассказал в эфире радио Sputnik киновед, продюсер Вячеслав Шмыров.
«Эта практика внедряется не первый месяц, существенных результатов она не дает. Дело, прежде всего, в качестве российского кинематографа. Кинематограф должен нести в себе идеологию будущего. Наши фильмы в основном про военные и спортивные победы прошлых лет. Дело не только в том, что фильмы о прошлом. Фильмы должны давать некие модели поведения социальных навыков будущего – как жить, к чему стремиться. Это самое ценное, важное для молодежи. Возрастная маркировка – мера ведомственная, позволяет надувать щеки и давать «дутую» отчетность. Так или иначе, российское кино, которое рассчитано на зрителей, сделано по американским лекалам. Вечный вопрос, а надо ли бороться с Голливудом на его территории? У нашего кинематографа свои европейские, советские традиции. Почему-то фильмы, которые Минкульт провозглашает нашими победами, никак не связаны с традициями большого спектра художников от Шукшина до Тарковского. Российские фильмы снять по американским лекалам, они воспитывают зрителей для голливудской продукции. В технологическом отношении наши фильмы сильно проигрывают. Надо думать не о мелочах и отчетности, а о том, что наш кинематограф не продуцирует будущее. Советский кинематограф воплощал национальную идею в разном спектре. Нынешнее кино не выражает ничего подобного, это провинциальное зрелище. При том, что у нас есть хорошие молодые мастера, которые вполне овладели голливудскими режиссерскими, монтажными технологиями», – считает Вячеслав Шмыров.