С днем рождения православной церкви!

С днем рождения православной церкви!

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь!


Этими словами обычно начинают свое слово к прихожанам священники в православных храмах, словно призывая все три Божественные ипостаси к своим слушателям, чтобы они смогли не только услышать, но и постичь сказанное с амвона, и к самим себе, чтобы Божественным наитием подобрать правильные слова для выражения именно тех мыслей, которые будут близки и созвучны собравшимся, и в которых сейчас они нуждаются.

Отец, Сын и Святой Дух являются тремя непостижимыми ипостасями Триединого Божества – Троицы – и одноименный праздник отмечается христианам как воспоминание о том дне, когда на апостолов сошел Святой Дух в виде огненных пламенных языков, даруя им великие знания.

После этого апостолы отправились по всему миру проповедовать благую весть о спасении всем народам на родных языках и диалектах этих народов – знание этих языков и диалектов было одним из зримых проявлений действия Святого Духа, настолько преобразившим простых и малообразованных людей, что впоследствии они побеждали в беседах образованнейших философов и ораторов.

Поэтому день Святой Троицы празднуется как день рождения Церкви и один из двенадцати главнейших праздников в церковном календаре; иногда праздник называется просто «Троица», а также именуется Пятидесятницей (так как это 50-й день после Пасхи) или днем Сошествия Святого Духа.

Литургическая служба на Пятидесятницу необычайно живописна и благоуханная: все полы в храмах выстилают ароматными полевыми травами, свежескошенной травой, многочисленными ветвями берез, в вазах стоят цветы – это обилие зелени символизирует обновление каждого человека Святым Духом для последующего расцвета и принесения достойных плодов.

Благоухание свежескошенной зелени, зеленые облачения священнослужителей, смиренные коленнопреклоненные молитвы все зримо повествует верующим о величии замысла Божиего, о свершившейся победе Христа над смертью, о Царствии Божием, как непреложном обетовании.

В период от Пасхи до Пятидесятницы, праздника Святой Троицы, в церкви не совершаются коленопреклонения, потому что это дни особой Пасхальной радости, это дни, когда вся вселенная торжествует. И в этот период покаянная коленопреклонная молитва в церкви неуместна.

Но именно в день Святой Троицы мы впервые после Пасхи преклоняем колено, прося, чтобы Господь и нас приобщил к благодати Святого Духа, чтобы он и нас вразумил тем Духом, которым вразумлял апостолов и поколения святых проповедников, которые несли слово Божье всему миру.

В день Троицы нет поста, то есть христианам на трапезе позволена любая пища.

Нередко «Троицей» именовали небольшой временной промежуток времени от Семика (четверг седьмой недели после Пасхи) до Духова дня, то есть Дня Святого Духа, праздник которого отмечается Церковью в понедельник сразу после Троицы.

Троицкие гулянья знаменовали окончание перехода от весны к лету. Как правило, именно к Троице уже заканчивались все весенние сельскохозяйственные работы, что позволяло отметить праздник без оглядки на незавершенные дела.

К Троице все хозяйки традиционно мыли и полностью убирались как в доме, так и во дворе, а отцы семейств и сыновья косили свежую траву в полях. Обязательно пекли караваи и пироги с разнообразной начинкой, завивали праздничные венки из березы и цветов и отправлялись в гости к родственникам и друзьям.

Девушки специально шили к празднику новые наряды, головы украшали венками из цветов или головными уборами, вышитыми золотыми нитями.

В Белгородской области, например, на каждый день троицких праздников полагалось особое платье: в Троицкую родительскую субботу обязательно надевали красные рубахи, в Троицкое воскресенье – белые, из старинных бабушкиных сундуков, а в понедельник, на Духов день, было принято одевать уже рубахи, сшитые из фабричной ткани.

В народных традициях празднования Троицы перемешалось церковное и языческое, и это нашло отражение в народных песнях, поговорках и приметах, в которых вековая народная мудрость выразилась в простых и незатейливых присловьях:

-- Придет Свят Дух, будет на дворе, как на печке.

-- Если на Троицын день идет дождь, то в продолжение лета будет много.

-- На Троицу дождь — много грибов, к теплой погоде.

На Троицу все девушки на Руси плели венки, так что в некоторых губерниях этот праздник даже так и называли -- Веночник. Венки завивали из полевых трав, из березы или клена. Девушки подходили этому обычаю со всей ответственностью и вдохновением. Наряжались в лучшие платья, во время плетения пели красивые обрядовые песни.

Готовыми венками украшали волосы и дарили, гуляли по деревенским улицам с песнями, и присаживались на лавки -- это называлось «невестины смотрины». Дарили венки друг другу и молодым людям, которые им приглянулись; надевали венки на рога коровам для украшения.

Редкий праздник на Руси обходился без хороводов -- удивительного явления русской народной культуры, органически сочетающего и танец, и пение, и игру.

Для хороводов подходило любое место - и роща, и луг, и двор. Женщины и мужчины, старики и дети, но чаще всего именно девушки участвовали в хороводе. Взявшись за руки, они медленно и плавно, словно лебедушки, двигались по кругу, распевая песни.

Кстати, широко известная народная песня «Во поле береза стояла» как раз является одной из хороводных песен, которые пели на Троицу.

С праздником!


Другие материалы раздела
Первая полоса