Спустя 13 лет на купол церкви Святой Екатерины вернулся ангел

Спустя 13 лет на купол церкви Святой Екатерины вернулся ангел

На купол церкви Святой Великомученицы Екатерины на Васильевском острове (Кадетская линия, 27А) реставраторы вернули точную копию скульптуры ангела с воссозданным крестом.


В мероприятии приняли участие председатель КГИОП Сергей Макаров, настоятель храма протоиерей Иоанн (Пашкевич), генеральный директор ООО «Реставрационная Мастерская «Наследие» Юрий Щедров, исполнительный директор ООО «Реставрационная Мастерская «Наследие»  Андрей Марков.

«Это большой праздник – мы устанавливаем скульптуру ангела на отреставрированный купол церкви Святой Великомученицы Екатерины. Таким образом, замыкается незримый треугольник, который образован ангелом Петропавловского собора, ангелом на Александровской колонне и ангелом церкви Святой Екатерины, - рассказал Сергей Макаров. – Копия выполнена из того же материала и по тем же технологиям, которые применялись 200 лет назад при изготовлении исторической скульптуры».

Ансамбль федерального памятника «Церковь Святой Великомученицы Екатерины» является важнейшей архитектурной доминантой этой части Санкт-Петербурга. Фасады храма решены в стиле строгого классицизма.

Работы по воссозданию скульптуры методом копирования и консервации исторической скульптуры начались в 2017 году по программе КГИОП. Работы проведены ООО «Реставрационная Мастерская «Наследие».

Копия выполнена по исторической технологии. Скульптура вырезана из составного деревянного массива лиственницы. Дерево пропитано олифой, обработано биозащитой. Внутрь фигуры вставлен вертикальный металлический каркас. Снаружи дерево зафиксировано металлическим ленточным бандажом. Поверхность обита листовым свинцом, в точности повторяя пластику, огрунтована и окрашена (посмотрите сайт о красках https://www.eurokraski.ru). Размеры снимались с точной гипсовой модели. Исторический цвет скульптуры удалось установить с помощью лабораторных исследований.

Проведены работы по реставрации медновыколотного шара (яблока) на который установлена скульптура. Отреставрирован внутренний каркас, исправлены деформации формы. Поверхность шара покрыта листовым сусальным золотом.

На основе сохранившихся исторических фотографий и чертежей выполнен проект воссоздания утраченного креста. Крест воссоздан из листов латуни и, так же как и шар, покрыт золотом в технике сусального золочения.

В настоящее время совместно с пользователем решается вопрос дальнейшего хранения и экспонирования исторической скульптуры с учетом необходимости обеспечения температурно-влажностного режима.

Историческая скульптура ангела вырезана из дерева, с металлическим каркасом, обшита листовым свинцом, окрашена масляной краской в светло-серый цвет. Деревянная основа является составной, детали закреплены с помощью деревянных нагелей. Каркас выполнен из чёрного металла, представляет собой металлические полосы.

Крылья сзади закреплены с помощью металлических растяжек, закреплённых к каркасу скульптуры. Свинцовое окрытие выколотное, рисунок на свинце повторяет рисунок, вырезанный на деревянной основе.

Ангел стоит на одной опорной левой ноге, вторая, правая нога полусогнута в колене, опирается на основание лишь носком. Основанием служит позолоченный медный шар (яблоко). Правая рука ангела поднята, согнута в локте для поддержания креста за вертикальную стойку. После революции атеисты, вскарабкавшись на купол храма, вырвали из рук ангела крест и отправили на переплавку, скульптуру вымазали черной краской.

Вес скульптуры – около 2 тонн, высота - 3,85 м (без креста), ширина (по размаху крыльев) - 1,35 м. Ангел стоит на одной опорной левой ноге, вторая, правая нога полусогнута в колене, опирается на основание лишь носком.

За всё время существования (около 200 лет) известно только о реставрационных работах в 1950-х годах. Древесина, составляющая тело скульптуры, в некоторых местах – голове, шее, кистях рук и части левой ноги – сильно прогнила. В шее и внутри головы часть древесины превратилась в пыль. Деструктированное дерево удалось частично пропитать укрепляющими составами. Недостающие фрагменты скульптуры – часть лба в правой стороне, локоны, нижняя часть лица с подбородком и нижней губой, часть носа и часть колена – были дополнены из дерева. Скульптуру окрасили в светло-серый цвет масляной краской.

В 2004 году началась реставрация храма и скульптуру, пришедшее в аварийное состояние, демонтировали. Чтобы предотвратить её окончательное разрушение, были сделаны скрепы, тело ангела обвито тросами, крылья скреплены растяжками.

С 2005 года за счет средств бюджета Санкт-Петербурга по программе КГИОП ведется комплексная реставрация храма. Разработана научно-проектная документация, выполнена реставрация колокольни, двух часовен, ограды и части окон барабана купола храма, реставрация крыши. Общая сумма выполненных к настоящему времени работ – 213, 5 млн. руб., из них 30 млн. руб. – стоимость выполнения копии и консервации исторической скульптуры ангела.

В 2018 году планируется окончание работ на колокольне церкви: воссоздание лестниц, замена колокольных балок, внутренняя часть.

***

С середины XVIII века на месте между Кадетской линией и Тучковым переулком у Тучкова моста стояла полотняная (переносная) Троицкая церковь Кабардинского 80-го пехотного полка, потом её сменила деревянная Никольская, перенесенная с Гаванского поля (так называлось место, где сейчас располагается Дворец культуры им. С.М. Кирова) и принадлежавшая Астраханскому 8-му драгунскому полку.

В 1760-е годы храм перешёл в ведение Кексгольмского пехотного полка и был переосвящен во имя Святой Екатерины. Из походного храма полка сюда были перенесены ризница и утварь. В 1782 году деревянная Екатерининская церковь стала «оспенною», предназначавшейся для заболевших оспой или корью.

В 1809 году эта церковь сгорела дотла. При пожаре удалось спасти лишь храмовый образ великомученицы Екатерины. 26 сентября 1811 года по проекту профессора Императорской Академии Художеств А. А. Михайлова 2-го была заложена каменная церковь «в греческом вкусе».

Строительство началось в следующем году при участии арх. С. Л. Шустова и велось на пожертвования местных купцов, в основном И.В. Кусова и И.В. Водорезова. Началась забивка свай под фундаменты (всего было забито около трех тысяч свай). Фундамент церкви был сооружен из точеного гранита, а само здание складывали из обожженного кирпича, переложенного через пять рядов плитою. Все связи делались из железа.

В общей сложности строительство продолжалось 12 лет в связи с начавшейся вскоре Отечественной войны 1812 года, когда резко сократился приток пожертвований. Храм освятили 23 ноября 1823 года. Чин совершил епископ Ревельский Григорий.

В основании своем церковь имела вид равноконечного греческого креста, увенчанного большим одноглавым куполом на высоком барабане. Барабан декорирован 24-мя колоннами. Купол храма обили белым листовым железом, а остальную кровлю покрыли черным железом и покрасили масляной краской. На куполе была установлена скульптура ангела. Его вырезал из дерева охтянин Гусев, скульптор — И. П. Прокофьев. Сверху ангел был обит листовым свинцом и окрашен в светло-серый цвет. В руках «екатерининского» ангела находился медный, вызолоченный через огонь, крест.

Колокола сначала висели на деревянной звоннице. В 1859-1862 гг. по проекту Н. Бонштедта была возведена каменная колокольня высотой 27 саженей (57,6м). В следующие четыре года академик Ф. И. Нестеров выстроил трапезную, ограду со сторожкой и часовню, где находился образ св. Екатерины, спасенный при пожаре первоначальной церкви. Между ними установлена железная решетка с двумя воротами. В одноярусный иконостас с крестообразными Царскими вратами были помещены иконы, написанные Ф. П. Брюлловым, Г. И. Угрюмовым. Используя картоны К. П. Брюллова для Преображенской церкви, А. З. Ледаков в 1872 г. написал на парусах новые изображения евангелистов, а в 1890-е гг. снаружи на алтарной стене был помещен образ св. Екатерины, перед которым горела неугасимая лампада.

В приходе храма находилась биржа, и каждая биржевая артель имела в храме свой образ.

В 1876 г. при церкви было организовано Приходское Благотворительное Общество, в котором состоял знаменитый петербургский купец Елисеев.

После революции церковь отдали обновленцам, а в марте 1936 года закрыли. Последний настоятель протоиерей Михаил Яворский скончался в 1937 году в концлагере. Атеисты, вскарабкавшись на купол храма, вырвали из его рук крест и отправили его на переплавку, ангела вымазали черной краской.

С 1936 по 1953 год здание храма почти не использовалось. В июне 1942 года в часовню при церкви попали снаряды.

В 1953 году здание передали Всероссийскому нефтяному научно-исследовательскому геологоразведочному институту (ВНИГРИ) под лабораторный корпус. Интерьерам памятника был нанесен серьезный ущерб. В капитальные стены врезали бетонные перекрытия, сделав церковь четырехэтажной, а центральную часть храма под куполом, огородили стеклянным «аквариумом», который служил коллектором для вентиляционных выбросов химических лабораторий. Разрушенная в войну часовня была реконструирована под трансформаторную подстанцию.

В марте 1996 года церковь возвратили верующим.

История храма была связана с именами известных деятелей науки и культуры XIX - XX веков, ее прихожанами были: химики Д.И. Менделеев и Н.А. Меншуткин; астроном С.П. Глазенап; физик Д.С. Рождественский; архитекторы И.И. Фомин и А.В. Щусев; композитор П.И. Чайковский; изобретатель радио А.С. Попов; художники Н.А. Бруни, В.П. Верещагин, А.И. Куинджи, А.А. и В.А. Маковские, И.И. Шишкин; физиолог И.П. Павлов, поэты А.А. Ахматова и Н.С. Гумилев и др.

Источник: http://gov.spb.ru/

Другие материалы раздела
Первая полоса