Мнение: трудно переоценить роль церкви в сохранении народа, его веры, национальной идентичности

Мнение: трудно переоценить роль церкви в сохранении народа, его веры, национальной идентичности

28 июля – День Крещения Руси.


В 988 году князь Владимир принял крещение вместе со своей дружиной на берегах Черного моря, в Херсонесе. Вернувшись в Киев, он обратил в христианство сначала своих детей и приближенных, а потом – остальных киевлян. Согласно летописи, людей массово крестили в водах Днепра. Крещение стало важным этапом в истории Киевской Руси и повлияло на ее дальнейшее культурно-историческое развитие.

До сих пор нет четких доказательств, что Крещение проходило в 988 году, рассказал в эфире радио Sputnik профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Владислав Петрушко.

«Датировать Крещение князя Владимира мы можем диапазоном дат от 987 до 989 годов. Мы отмечаем это событие в день памяти князя Владимира, который является днем его кончины. Крещение киевлян было массовым, возможно, оно происходило не в один день, растянулось по времени.

В 9 веке русы и славяне еще были разными народами, к 10 веку стали одним целым. Видимо, русы – это какие-то скандинавы-варяги, которые вместе со славянами осуществляли, в том числе походы. Вершиной стал поход на Константинополь в 860 году, который русы и славяне осуществили под руководством князя Аскольда, или Аскольда и Дира. Об этом событии повествуют достаточно надежные источники, прежде всего, патриарх Фотий, при котором это все произошло.

Он вспоминает, что свирепые язычники русы совершали невероятные зверства в окрестностях византийской столицы. Они были устрашены чудом, которое произошло: от Ризы Божьей Матери буря разметала корабли русов, многие погибли, а выжившие были так восхищены, что приняли Крещение, а затем попросили прислать на Русь миссионеров. Так на Русь прибыл первый епископ. Не исключено, что это был Михаил, которого мы традиционно почитаем первым митрополитом Руси.

С него начинается русская церковь, первый епископ, первая кафедра. Церковные традиции с этого времени не прерывались, далее через Ольгу, ее обращение, мы видим прямой путь к сердцу Владимира», – считает профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

Владимир принял традицию, которая к тому времени получила определенное развитие на Руси, рассказал Владислав Петрушко.

«Владимир был максималистом по натуре. Будучи язычником, как максималист, исступленно поклонялся языческим богам. Присутствовало ощущение бездуховности. Рядом уже была развитая христианская традиция, которая привлекала внимание. Владимир долго не решался, знакомился с религиозными традициями разных народов. Ощущение, что язычество – тупик, духовная примитивность, постепенно привело его к христианству.

Христианизация Руси произошла не сразу. Киев, как столица, был более христианизирован ко времени Владимира, бытие князя и его двора оказывало свое влияние. Окраины намного медленнее воспринимали христианство.

Перемены в плане воздействия церкви на общество связаны с политическими коллизиями, которые Русь пережила: монгольское нашествие и эпоха Смуты 17 века. Когда государственность значительно ослабела, церковь не давала народу распасться, консолидировала общество.

Это было время великих святителей. Роль церкви в сохранении народа, его веры, национальной идентичности, восстановлении русской государственности трудно переоценить», – поделился профессор.

После всех драматических событий 20 века трудно было ожидать, что отношение к церкви, вере не изменится, – считает Владислав Петрушко.

«Речь не о том, что атеизм, насаждавшийся в советские годы, продолжает оставаться содержанием мировоззрения наших людей. Дело скорее в расцерковлении, за три десятилетия в полной мере восстановить его не удалось.

Все был порушено, приходилось восстанавливать в первую очередь стены – храмы, монастыри, внешние формы бытия церкви. Сейчас процесс завершен. Теперь церковь должна перейти к качественно новому этапу своей деятельности. Прежде всего, глубже воцерковить русских людей.

В плане более глубокого осознанного понимания христианства, его сущности. Существуют аномальные формы церковности, когда человек может регулярно ходить на службы, ставить свечи, но в душе не быть православным христианином. Есть и обратные примеры.

Важно, чтобы наши люди не просто носили крестик, не просто себя ассоциировали с православной верой, а понимали, что это мировоззрение, которое упирается в Евангелие, в представления добра и зла, как надо жить. Догматическое вероучение церкви остается незыблемым, не может быть изменено», – рассказал Владислав Петрушко.

Источник: https://ria.ru/radio/

Другие материалы раздела
Первая полоса