Предприниматель из Санкт-Петербурга стал героем недели по версии проекта «Гордость России»

Предприниматель из Санкт-Петербурга стал героем недели по версии проекта «Гордость России»

Предприниматель из Санкт-Петербурга Антон Георгиев выкупил полуразрушенную фабрику и возрождает уникальный народный промысел – крестецкую строчку.


«Покупка в 2015 году обанкротившейся фабрики «Крестецкая строчка» стала, наверное, самой большой авантюрой в моей долгой предпринимательской карьере. За 25 млн рублей я получил полуразрушенное здание в посёлке Крестцы Новгородской области: разбежавшийся в поисках лучшей жизни штат, забытый бренд, а главное – огромную ответственность за полуторавековой народный промысел, который находился на грани исчезновения.

О возрождении фабрики

О «Крестецкой строчке» я узнал в 1990-х годах. К моему отцу в Петербург приезжали шведы, которые хотели купить текстиль с крестецкой вышивкой для своих гостевых домов. От тех поездок на знаменитую фабрику у меня остались яркие впечатления. Меня поразило, что целое предприятие держится на ручном труде. Спустя 20 лет я, имея основное производство фасованного мёда в деревне Мойка Новгородской области, услышал о банкротстве фабрики.

С супругой Александрой мы решили, что можем помочь спасти ремесло и производство. У меня был богатый опыт в бизнесе, а у нее – дизайнерское образование. Мы не воспринимали «Крестецкую строчку» как коммерческий проект, скорее, это был интересный вызов, отчасти альтруистический порыв сохранить традиции старинного новгородского промысла.

Организация работы фабрики с легендарной историей и возрождение строчевого промысла – это очень большая ответственность, которая повлияла на жизнь всей нашей семьи. Мы прикоснулись к истории этого удивительного промысла, и это абсолютное чудо, что у нас появилась возможность участвовать в его возрождении.

Теперь, когда крестецкая строчка на федеральном, правительственном уровне признана единственным региональным брендом Новгородской области, мы и наша команда твёрдо верим, что искусство строчки будет жить долго и радовать людей своей самобытностью.

Об уникальности продукции и семейном бренде

Возрождая «Крестецкую строчку», мы убеждаемся, что народные художественные промыслы в большей степени имеют ценность как культурное наследие нации, чем как доля в экономике региона или страны. Народный промысел существовал до нас более 150 лет, и надеемся, что он будет жить еще как минимум столько же.

Мы приобрели фабрику, когда на ней висели многомиллионные долги. Для нас «Крестецкая строчка» стала делом семейным, а его следует вести качественно. За два первых года работы, кроме капитального ремонта здания, мы полностью модернизировали производство, изменили ассортиментную линейку и радикально перестроили маркетинг.

В самом начале пути мы общались с ведущими отраслевыми специалистами, они советовали уйти в более дешевый сегмент и работать с сетями. Нас такой вариант не устроил – стали развивать собственный премиальный бренд. Мы приняли верное решение: если правильно доносить ценность продукции и придать ей более современный вид, то клиенты найдутся. И мы принципиально уходим от образа сувенирной продукции: «Крестецкая строчка» – это история не о том, что пылится на полке, а об уюте, семье и наследии.

О современном звучании продукции

«Крестецкая строчка» сегодня – это производство со сложившимися традициями и современным подходом к созданию столового и постельного текстиля, детской и взрослой одежды, предметов домашнего декора изо льна, хлопка и тканей нового поколения. Фабрика развивает производство и выпускает лимитированным тиражом актуальный для современного рынка ассортимент изделий.

Сочетание прошлого и настоящего, классики и современности – принципы философии нашего бренда, главными ценностями которого мы определили такие понятия, как история, искусство, природа и семья. Все современные коллекции столового текстиля и одежды нового бренда KRESTETSKAYA STROCHKA byAlexandraGeorgieva создаются под руководством моей супруги. Она обладает великолепным чувством стиля.

Я всегда у неё спрашиваю, что надеть, или прошу купить что-то из одежды, зная, что она попадёт в десятку. Саша постоянно следит за модой, читает блогеров, следит за фешн-гуру в Instagram и теми, кого для себя считает иконами стиля.

Изучая архивные материалы, вдохновляясь историей промысла, местом его бытования, рассказами и мастерством вышивальщиц, тонко чувствуя уникальность ажурной, сквозной вышивки, Александра создаёт современные вещи, искусно соединяя в них старинную крестецкую строчку и актуальные тренды.

Уже два года мы сотрудничаем с модным домом известного дизайнера Ульяны Сергеенко, и кутюрные наряды с крестецкой строчкой были представлены на парижском, лондонском подиумах и даже в столице Катара. Наше сотрудничество успешно продолжается и наглядно показывает востребованность традиционной новгородской вышивки в современной моде мирового уровня.

В 2018 году у нас заработал интернет-магазин, а в 2019 году мы открыли первый шоу-рум и экспериментальное производство в Санкт-Петербурге. Увеличение производства позволило расширить ассортимент до трёхсот позиций.

Для фабрики, только недавно возродившейся из пепла, все это серьезные достижения, а полностью заполненные производственные мощности говорят, что мы на верном пути. Если бы не случилось форс-мажора с коронавирусом, то в наших планах было открытие шоу-рума в Москве и расширение интернет-продаж, поскольку окупить вложения и выйти на прибыльность – это самый большой вызов для человека, имеющего дело с народным художественным промыслом.

В настоящее время готовится к открытию историческая экспозиция, а после стабилизации обстановки с пандемией групповые и индивидуальные экскурсии к нам на производство будут также продолжены. Для примера: в 2019 году в качестве экскурсантов производство посетило около 2500 человек.

О мастерах фабрики

В настоящее время в штате фабрики числится около 80 человек, в том числе 16 человек работают в офисе, фирменном магазине и экспериментальной мастерской в Санкт-Петербурге.

Когда мы впервые оказались на фабрике в 2015 году, нас встретили всего 7 человек, но, к счастью, главный художник фабрики Мария Евгеньевна Афанасьева, посвятившая «Крестецкой строчке» более 50 лет жизни, все еще работала! Мы попросили Марию Евгеньевну собрать мастериц и заверили тех, кто пришёл, что крестецкой строчке – быть!

Со всеми бывшими сотрудницами мы общались лично. Многих не сразу удалось уговорить вернуться, поскольку веры в светлое будущее у мастериц, повидавших уже не одного инвестора, на тот момент не осталось. Те, кто поверил, с нами. Сначала это было человек 18-20. Не сразу, но видя, как идёт развитие производства, к нам стали приходить и бывшие опытные сотрудницы фабрики, и молодёжь.

Мы постоянно проводим процесс обучения по профессии «вышивальщица», «портной», «заготовщица под ажур». Этот процесс не быстрый. На то, чтобы стать умелой мастерицей, может понадобиться вся жизнь, но стандартное обучение длится 3-6 месяцев.

Отдаём должное Марии Евгеньевне. Она была главной на фабрике на протяжении десятилетий. Но главной не в смысле ранга, а в первую очередь потому, что благодаря её стараниям не растеряны, а тщательно сохранены и продолжают приумножаться большие и маленькие традиции.

О трудностях и преодолении

Весь проект от начала и до конца был одной большой сложностью. От былого штата численностью 600 человек осталось только 7 сотрудников, из них лишь 2 – вышивальщицы. Чтобы была ясна проблема, то создание строчевой вышивки – это полностью ручной труд и ювелирная работа мастериц, начиная от раскроя полотна до упаковки готового изделия. Крестецкая строчка – один из самых сложных по технике исполнения видов игольной вышивки, которому можно учиться всю жизнь.

Огромной задачей стала и глобальная реконструкция исторического здания фабрики. Мы провели капитальный ремонт, разработали современный интерьер. Теперь вид фабрики не вызывает чувство стыда. Всего за 4,5 года я инвестировал в «Крестецкую строчку» свыше 350 млн рублей.

Большой проблемой для российской глубинки является нищенский уровень жизни во многих местах традиционного бытования промыслов, поэтому высококлассных специалистов практически не найти. Мне бы очень хотелось, чтобы на высшем уровне не только была разработана, но и успешно воплощалась в жизнь программа поддержки на местах для специалистов, выбирающих работу на предприятиях народно-художественных промыслов в сельской местности.

Об уникальности промысла и отсутствии подделок

Подделки Гжели и Хохломы – это зачастую имитация или копии машинного производства. Присутствуя на отраслевых совещаниях в Минпромторге, мы знаем о проблемах коллег, конечно, печально, что только порядка 10% составляет истинная продукция в океане контрафакта, но, слава богу, эта проблема нас не касается.

Нашу технику подделать нельзя, можно только выполнить вещь в нашей технике, а это сложный и кропотливый ручной труд. В стране не так много мастеров, владеющих крестецкой строчкой. И, как правило, для них ценно само умение, а не возможность заработать, сбывая продукцию. Для ручных мастеров под силу только мизерные объемы, штучные вещи, а наш ассортимент насчитывает несколько сотен позиций.

О музее при фабрике

Идея создания музея принадлежит знатному строчильщику Петру Ивановичу Архирееву, который ещё в прошлом веке, в 1930 году, начал собирать в коллекцию лучшие образцы строчевой вышивки. Музей являлся постоянно действующей выставкой, в которой отражалось всё творчество новгородских мастериц. Почти 300 экспонатов служили материалом для проработки новых образцов и обучения молодых вышивальщиц. Когда я приобрел фабрику, остатки коллекции много лет лежали в ящиках.

В настоящее время идёт активный процесс восстановления музея. Некоторые из утерянных для фабрики высокохудожественных произведений воссоздаются по старым эскизам руками искусных вышивальщиц, готовится к открытию новая экспозиция из 25 предметов строчевого искусства с 1900 по 1980 годы. Нам очень важно сохранить историю строчевого промысла. Для пополнения коллекции фабричного музея мы будем рады принять в дар строчевые изделия, фото и документальные материалы этого времени.

О вещах как части истории

Мы постарались учесть все потребности и пожелания современного потребителя, насколько это было возможно. Долго подбирали ткань, нитки, экспериментировали с плотностью обмотки при вышивке. Старались создать качественный и легкий в использовании продукт с учетом современных тенденций в дизайне, но в котором мы сохраняем неизменной саму уникальную технику.

Мы продаём не просто столовый текстиль или одежду, мы продаём вещи, которые по ценности своего производства способны стать частью истории культуры России. Сама история восстановления фабрики в современном мире звучит чуть ли не сказочной. Эта история и эта вера в чудеса в каждом предмете».


Другие материалы раздела
Первая полоса