29 ноября 1945 года была провозглашена Федеративная Народная Республика Югославия

29 ноября 1945 года была провозглашена Федеративная Народная Республика Югославия

Эксперт: несмотря на общий язык, на Балканах не могут поставить национальный вопрос впереди религиозной принадлежности


29 ноября 1945 года на территории Югославии произошла окончательная ликвидация монархии и была провозглашена Федеративная Народная Республика Югославия, которая позднее получила название Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ). Она просуществовала до 1992 года, а затем разделилась на шесть независимых стран и одно частично признанное государство.

Перспективы этого государства и в 1945 году были довольно туманны, рассказал в эфире радио Sputnik специалист по Югославии, доцент факультета международных отношений и зарубежного регионоведения Историко-архивного института РГГУ Никита Бондарев.

«В годы Второй мировой войны старая Югославия раскололась на составные части. Где-то, например, в Хорватии, пришли к власти профашистские правительства, которые начали творить зверства. В Сербии было посажено марионеточное пронемецкое правительство, при этом на всей территории бывшей Югославии активно действовали коммунистические, монархические партизаны. Кроме войны с внешним агрессором, с нацистской Германией, фашистской Италией, Албанией, там происходила гражданская война между разными партизанскими лагерями. Победу одержали партизаны-коммунисты, но искоренение их идеологических противников растянулось на долгие годы, до конца 50-х годов. Распад Королевства Югославии обозначил серьезные противоречия, которые были между проживавшими там народами с момента создания этого Королевства. До окончания Первой мировой войны никакого опыта совместного существования у народов, территорий вообще не было. При этом языковое единство, близость между сербами, хорватами, боснийцами заставляла думать о каком-то совместном будущем еще в XIX веке. Несмотря на общий язык, там не получается ставить национальный вопрос впереди религиозной принадлежности. Применительно к 90-м годам все более менее ясно. Всю ситуация в годы Второй мировой войны, после окончания войны население заставили забыть. Говорить об этом было нельзя, но память внутри семей оставалась. Чем больше об этом нельзя было говорить, тем больше это обрастало легендами, мифами. В 90-е годы все это взорвалось. Дикая варварская жестокость в годы Второй мировой войны – загадка, которая не нашла ответа. Хорваты и сербы жили бок о бок друг с другом, и вдруг начали жестоко уничтожать своих соседей. Любой беспристрастный сторонний наблюдатель, глядя на деятельность Гаагского трибунала, видит, что всю вину хотят повесить на сербов, сделать коллективного козла отпущения. Совсем недавно это проявилось в вердикте Радко Младича. Никто не говорит, что бойни в Сребренице не было. Никто не слышит сербов, что большая часть пострадавших мусульман были бойцами мусульманской 28 дивизии. Мусульманский полевой командир устроил бойню мирного сербского населения, что спровоцировало дальнейшие события. Он был отпущен на свободу. Это несправедливо и нечестно. Изначально проявилась свойственная американцам склонность к упрощению. Сложная запутанная ситуация, конфликт, сложно найти правых и виноватых. Легче найти хороших и плохих, игнорируя историю, предпосылки конфликта», – считает эксперт.

По его словам, сейчас Сербия находится в сложной ситуации, пытаясь лавировать между странами Запада и Россией. Важно не передавить ситуацию.

«Взаимная симпатия между сербами и русскими есть, в Сербии она носит характер всеохватный и тотальный. Большая часть населения активно симпатизируют России, Путин традиционно становится самым популярным политиком, опережая местные власти. Русофилы там в большинстве, хотя есть и диаметрально противоположные мнения. В 90-е годы Россия ушла в глухую изоляцию, на Балканах не присутствовала никак. Для сербов это было самое тяжелое время, на них ополчился весь белый свет, обвинил во всех кровопролитиях, преступлениях на Балканах. Сербы рассчитывали на поддержку России, но не те люди находились у власти. Понадобилось много времени, чтобы сербы пережили, преодолели оставленность Россией. В данный момент российско-сербские отношения – образец редкой гармонии в геополитике. Сербия – маленькая страна с враждебным к ней окружением, должна крутиться, вертеться и мельтешить между двух стульев. Намерение вступить в Евросоюз не скрывается, никакого осуждения, отторжения с нашей стороны не вызывает. Подавляющее большинство сербов за вступление в ЕС, но против вступления в НАТО. НАТО – не средство для решения внутренних проблем и проблем с окружающими государствами. Это первый этап на пути вступления в ЕС, под этим соусом Черногория вошла в НАТО. В Сербии этот фокус не пройдет. Если будет референдум, нет шансов, что Сербия вступит в Североатлантический альянс. Контакты с Республикой Сербской у нас очень тесные. С Сербией тоже хорошие контакты, связи по военной линии, по линии бизнеса. Со Словенией, Македонией идет процесс сотрудничества, туда идут российские инвестиции», – считает эксперт.
Источник: https://ria.ru/radio/

Другие материалы раздела
Первая полоса