Может ли Турция закрыть черноморские проливы для российских кораблей?

Может ли Турция закрыть черноморские  проливы для российских кораблей?

В связи с решительными действиями российской стороны по пресечению провокации украинских военных моряков в Керченском проливе 25 ноября командующий военно-морскими силами Украины вице-адмирал Игорь Воронченко объявил о намерении обратиться к Турции с требованием закрыть кораблям российского военно-морского флота проход через Черноморские проливы.


Был ли этот вопрос поставлен перед турецкими властями – не известно. Но у многих людей в России возникли в этой связи вопросы о возможности и правомерности таких действий со стороны Турции с точки зрения международного права. Давайте в этом разберемся.

Для начала отметим, что в международной практике в понятие «Черноморские проливы» включаются пролив Босфор, Мраморное море и пролив Дарданеллы. В случае их блокирования российский Черноморский флот фактически оказывается изолированным от других театров военных действий. Кстати, Турция имеет все возможности для закрытия проливной зоны как самостоятельно, так и совместно с союзниками по Северо-Атлантическому союзу, членом которого она является.

Режим Черноморских проливов определяется Конвенцией, заключенной на международной конференции в швейцарском городе Монтре. Она подписана Советским Союзом, Великобританией, Болгарией, Румынией, Турцией, Грецией, Францией, Югославией и Японией 20 июля 1936 года вступила в силу 9 ноября того же года. В 1938 году к Конвенции присоединилась Италия.

Сразу скажем, что Конвенцией определено право Турция разрешать или запрещать проход через проливы любых военных судов только в двух случаях: в случае её участия в войне; в случае, если Турция посчитает, что ей непосредственно угрожает война. Во время войны, в которой Турция не участвует, проливы должны быть закрыты для прохода военных судов любой воюющей державы.

Ничего подобного в настоящее время не происходит. В ситуации, подобной провокации в Керченском проливе, и отсутствии состояния войны (клика Порошенко об этом кричит на всех международных площадках, но войну же России не объявляет) это требование украинских военных звучит как простая болтовня, направленная на разжигание антироссийской истерии. Поэтому у турецкого руководства нет ни малейших оснований прислушиваться к заявлениям подобного рода. А с учетом экономической заинтересованности турецкой элиты в связях с Россией такой шаг просто не мыслим.

В Конвенции подробно прописан порядок прохода через проливную зону военных кораблей, регламентированный статьями 8–22. При этом в ней предусматривается четкое разграничение правил прохода через проливы кораблей прибрежных и не прибрежных к Черному морю государств.

Проход кораблей прибрежных стран объявлен в мирное время свободным при условии выполнения некоторых требований. Так, только черноморским странам разрешается проводить корабли любого тоннажа, приравненные к классу линейных кораблей (водоизмещением свыше 10000 т или корабли водоизмещением до 8000 т, имеющие орудия калибром выше 203 мм). Корабли этого класса должны проходить через проливы в одиночку в сопровождении не более двух эсминцев.

Только черноморские страны могут проводить через проливы подводные лодки в следующих случаях: при их возвращении на свои базы в Черном море; лодки, построенные или купленные за рубежом, а также следующие на ремонт за пределы Черного моря. При этом ставится обязательное условие о заблаговременном уведомлении Турции о цели их прохода, о закладке или покупке таких лодок.

Проход подводных лодок должен осуществляться в надводном положении со скоростью до 10 узлов, в одиночку и только в светлое время суток. Это ограничивает их проход с октября по март, поскольку путь занимает более 14 часов, что меньше продолжительности светлого времени суток. В этой связи они вынуждены следовать через проливы в темноте, что увеличивает опасность столкновения с другими кораблями (судами).

В соответствии с Конвенцией о каждом проходе военных кораблей через проливы турецкому правительству должно направляться дипломатическим путем предуведомление не менее чем за 8 суток до предполагаемого прохода. При проходе через проливы начальник морского отряда, не останавливая корабли, должен сообщить сигнальной станции, расположенной при входе в Дарданеллы или Босфор, состав отряда, названия кораблей и их число.

Нечерноморским странам разрешается проводить через проливы только легкие надводные корабли. Они не имеют права проводить корабли, приравненные к классу линейных кораблей, подводные лодки и вообще любые корабли водоизмещением свыше 10000 т или имеющие артиллерию калибром свыше 200 мм. Общий тоннаж военных кораблей и судов нечерноморских государств в Чёрном море не должен превышать 30000 т (с возможностью повышения этого максимума до 45000 т в случае увеличения военно-морских сил черноморских стран).

Военные корабли нечерноморских стран, независимо от цели прихода, могут находиться в Черном море не более 21 дня. Конвенция рекомендует им посылать предуведомление о проходе за 15 суток. В нем указываются место назначения, наименование, тип и число кораблей, дата прохода в первоначальном направлении, а если необходимо, то и при возвращении. Корабли должны войти в проливы в первоначальном направлении в пятидневный срок со дня, указанного в предуведомлении.

Во время войны Турция, не находящаяся в состоянии войны, имеет право вводить ограничения на проход гражданских судов воюющих стран, однако суда других стран в этот период пользуются свободой судоходства в проливной зоне.

В целом следует отметить, что призыв украинского командующего военно-морскими силами к Турции о закрытии Черноморских проливов для российских военных кораблей является всего лишь пропагандистским приемом и не имеет под собой ни малейших юридических оснований. Этот шаг может свидетельствовать также о низком уровне знаний украинских военных международных правовых документов.


Другие материалы раздела
Первая полоса