Украина: ждем очередных провокаций

Украина:  ждем очередных провокаций

Президент Украины Петр Порошенко, введя под давлением Верховной Рады 26 ноября военное положение только в 10 регионах страны и только на 30 дней (до 26 декабря), явно не достиг главной цели планировавшегося мероприятия.


Ему не удалось поставить под полный военный контроль всю территорию страны и создать условия для отмены выборов или хотя бы обеспечения благоприятных условий для своей выборной кампании. Но определенные перспективы для реализации его замысла сохраняются.

В настоящее время, получив формальное согласие законодательного органа на введение военного положения, он имеет возможность на его неоднократное продление, расширение его действия на другие территории и дальнейшее ограничение прав и свобод граждан. Дело, как говорится, за малым, а именно – за созданием прецедентов для принятия таких решений.

А это значит, что от него и его команды следует ждать очередных провокаций. Когда, где и в какой форме это произойдет – пока не ясно, но большинство российских аналитиков сходятся во мнении, что такие провокации можно ожидать через неделю–другую, поскольку потом будет слишком поздно для Порошенко.

Вариантов ожидаемых провокаций от украинских властей может быть несколько. К ним можно отнести: искусственное создание внутренних беспорядков в отдельных районах страны; военные провокации против Донецкой, Луганской республик, или против Приднестровья; провокации против силовых структур Российской Федерации на море или на суше; организация катастрофы какого-либо гражданского авиалайнера и обвинение в этом России. Для некоторых из таких провокаций в стране созданы определенные предпосылки. Рассмотрим подробнее возможные варианты таких провокационных действий.

Организация внутренних беспорядков по типу «цветных революций» или украинского «майдана» с тяжелыми последствиями. Такие действия в стране были уже обкатаны ранее и достаточно успешно, опыт в их организации у нынешней власти естиь, силы для проведения подобных провокаций имеются. Провокаторами, как и в 2014 году, могут выступить многочисленные националистические отряды, в том числе и из «Правого сектора» Дмитрия Яроша.

При этом протестный потенциал украинского населения в наличии, его подпитывают действия самого нынешнее руководство страны, связанные с повышением тарифов на услуги ЖКХ и с другими непопулярными мерами. Как говорится, поднеси спичку и пожар вспыхнет. Необходимо при этом иметь в виду, что украинские силовые структуры на многочисленных учениях НАТО не раз отрабатывали приемы борьбы с внутренними беспорядками, так что за ними «не заржавеет», быстро подавят любые протестные выступления «сепаратистов».

Настораживает прибытие в страну нескольких групп 77-й британской бригады специальных сил, специализирующейся на проведении психологических и информационных операций. Похоже, они и будут содействовать «раскачиванию» обстановки в нужном месте Украины. Обвинения в этом, как всегда, обрушатся на Россию.

Не меньшую вероятность могут иметь военные провокации против Донецкой и Луганской республик. Войска Незалежной приведены в полную боевую готовность, ударные группировки на этих направлениях давно сформированы и готовы к применению. Долго в таком состоянии войска не могут находиться, и они должны что-то начать предпринимать.

Их провокации могут иметь форму каких-то частных операций, например, в районе Мариуполя, куда совсем недавно прибыла группа западных корреспондентов (ждут начала провокации, что бы раструбить об этом всему миру?). Однако нельзя при этом исключать, что у кого-то из украинских военнослужащих под мощным психологическим давлением оголтелой пропаганды не выдержат нервы, и военная провокация может перерасти в настоящую войну.

Политологи не исключают вероятности провокации против Приднестровской Молдавской республики, где располагается российский контингент миротворческих сил. Кстати, украинская сторона совместно с молдавскими властями и сейчас блокирует наш контингент, не разрешая пролеты российских самолетов для замены его личного состава через свою территорию и осуществляя сухопутную блокаду Приднестровья.

При этом политологи ссылаются на пример провокационного нападения грузинских войск на Южную Осетию и российский миротворческий контингента в этой республике в 2008 году. В результате тех действий Россия была спровоцирована на проведение операции по принуждению Грузии к миру.

По их мнению, в случае с Приднестровьем Россия никак не сможет оказать помощь своим войскам в силу отсутствия общей границы. Поэтому у украинских властей может возникнуть соблазн каким-либо образом «наказать» российских миротворцев с помощью созданной на границе с Приднестровьем группировки своих войск, безнаказанно унизить Россию и её руководство и обеспечить Порошенко моральное превосходство над своими оппонентами в предвыборной гонке.

Провокации против российских силовых структур на суше и на море также достаточно реальны. Так, 8 декабря Верховная Рада Украины в первом чтении приняла законопроект о расширении морской зоны страны на 12 миль якобы для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных и санитарных правил, что вдвое увеличивает её морские акватории.

При этом в этих акваториях законодательно закреплено право украинских пограничников останавливать и досматривать любые суда, а также открывать огонь «при угрозе нападения» на них. Это автоматически ведет к созданию конфликтных ситуаций с Россией в Черном и Азовском морях, поскольку Россия не признает односторонние действия украинской стороны (по международным нормам такие законы принимаются по согласованию с соседними приморскими странами). Возможны силовые провокации и на сухопутной границе, особенно в районе Крыма.

Нельзя исключать также организацию провокаций украинского руководства против гражданских самолетов, наподобие той, что произошла с малазийским «Боингом» в небе Донбасса в 2014 году. Например, это может произойти вблизи крупнейшего международного аэропорта Украины города Харькова, находящегося недалеко от российской границы и достаточно близко к зоне конфликта в Донбассе.

При этом обращает на себя внимание, что украинская сторона совсем недавно перебросила в этот район свои зенитные ракетные комплексы (ЗРК) советского производства С-300. Подобные ЗРК имеет на вооружении и российская сторона. В случае провокации украинское руководство при поддержке своих западных партнеров может вновь обвинить Россию в уничтожении гражданского самолета.

В целом вариантов организации провокации президентской командой Порошенко с целью продления режима военного положения в стране может быть и больше. Позволят ли это их заокеанские хозяева – вот где вопрос.


Другие материалы раздела
Первая полоса