В рамках данной статьи мы будем рассматривать кино исключительно с точки зрения сценария, подачи и символического смысла. Спецэффекты и техническое производство здесь не затрагивается.
Можно ли спутать плохое и хорошее кино после одного просмотра?
Справедливости ради, надо отметить, что многие достаточно глубокие произведения кинематографа, зачастую оказывались вне времени и не были понятны даже опытным кинокритикам. Подобная история случилась с фильмом «Бегущий по лезвию» 1982 года выпуска. После просмотра на премьере этого кино два известных критика Эберт и Сискель крайне прохладно отозвались о фильме, что не помешало им в корне изменить свою точку зрения спустя какое-то время.
В настоящий момент «Бегущий по лезвию» считается культовым фильмом, который можно пересматривать практически бесконечно в поисках новых смыслов. Одной из характерных особенностей «кино со смыслом» является возможность интерпретировать его снова и снова, под разными углами, с разных точек зрения. Иными словами – это универсальность восприятия.
Символы, их значения и глубина интерпретации
Обращаясь к теории символов, знаков и объектов культуры, мы можем понять, что они не имеют практически никакой ценности, если за ними не скрывается история и целая плеяда смыслов, переосмыслений и различных применений в жизни. Например, мы точно знаем, что один из символов скорой помощи – это ярко красный крест с толстыми перекладинами. При этом символом аптеки принято считать змею, которая обвивает чашу. Иногда для этого обозначения используются две змеи и крылатый посох.
Откуда пришли к нам эти символы, почему они являются характерными, важными и узнаваемыми? Именно такие вопросы должны возникать у зрителя после просмотра фильма. Однако в отличие от тех символов, которые нас окружают повсеместно и имеют целый исторический пласт за собой, кино должно уложиться в привычный хронометраж, чтобы уложить целую плеяду смыслов в жалкие два часа.
«Бэкграунд» в кино
Именно поэтому режиссеры часто обращаются к адаптациям, библейским сюжетам, историческим событиям и т.д. Таким образом, удается наполнить скрытым смыслом еще не созданное кино. То есть у фильма появляется определенный «бэкграунд», известный аудитории. Создать подобный «бэкграунд» с нуля крайне сложно, поэтому талантливые сценаристы в киноиндустрии идут на вес золота.
В настоящий момент многие из них ушли в производство сериалов, поэтому мы наблюдаем много качественных и интересных многосерийных произведений на ТВ, а вот на большом экране нас «балуют» только продолжениями и адаптациями.
Надо отметить, что вышеописанная ситуация разворачивается в первую очередь в Голливуде, но он, как один из главных поставщиков кинопродукции во всем мире, оказывает колоссальное влияние на всю отрасль в целом.
Разбираемся, как выявить «посредственное» кино
Как же отличить хорошее кино от посредственного? Чтобы выработать в себе подобное умение, необходимо в первую очередь смотреть очень много фильмов и быть настоящим фанатом кино. Со временем вырабатывается некий вкус и художественное видение. Но этого недостаточно. Нельзя оценивать фильмы только через призму увиденного на экране, ибо в разрыве с историей создания они теряют свою индивидуальность.
Порой хорошее, добротное, крепкое кино теряет очень многое после того, как на этапе постпродакшена продюсер уничтожает все важные сцены в угоду возрастному рейтингу или скорости выпуска картины в прокат.
Существует много фильмов, которые идут без определенного «бэкграунда» и уже с первых кадров не блещут глубиной повествования. Такому чаще всего подвержены кассовые фильмы, рассчитанные исключительно на сбор денег в кинотеатрах. Однако встречаются и аналоги в мелкобюджетном сегменте.
Поэтому необходимо максимально тщательно изучать объект. Посмотрите трейлеры, почитайте о том событии, которое стало центральным в рамках фильма, узнайте о том, какие точки зрения уже высказывались по поводу этого события. Вся эта информация поможет вам сориентироваться, и со временем вы себя поймаете на мысли, что можете отличить хорошее кино от плохого уже по первым кадрам выпущенного трейлера.
Редакция портала Голоса Городов
Автор статьи: Антон Щегулин