" />

Где находились в древности город Пермь и Пермь Великая?

Где находились в древности город Пермь и Пермь Великая?

Поскольку сайт называется "Голоса городов", то нельзя обойти стороной историю наиболее интересных и значимых для России городов и версий их появления на территории нашей страны. В том числе и с позиции альтернативных исторических материалов, которые сейчас в изобилии представлены на книжных и электронных прилавках.  


Ранее на портале уже затрагивалась история города Великий Новгород и Киева (был ли Киев матерью городам русским), а сейчас пришло время остановиться немного на городе Пермь, который находится на Урале на реке Каме. К чести пермяков, в 90-е годы у них голова не закружилась от демократического угара, и они не стали переименовывать родной город в Пермь Великую, известную с давних времен. Этот термин также как и "Новгород Великий", относился к крупному государственному образованию славян, а не к самому городу.

Вопрос об истории русских городов не так прост, как кажется на первый взгляд.

Причиной является не только ограниченное количество сохранившихся письменных источников по этой проблеме в результате многочисленных "зачисток" первоисточников в различные времена, но и специфика распространения наименований населенных пунктов в древности. Так, при переселении многие народы на новом месте жительства стремились сохранить названия мест прежнего проживания. В результате в различных странах и регионах появлялись населенные пункты с одними и теми же наименованиями. Примеров тому множество, даже в ходе совсем недавнего освоения российской территории на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке.

Дело усугубляется ещё и тем, что точной информации об ареалах проживания руссов и славян в разные исторические эпохи очень мало и она весьма противоречива, что существенно затрудняет идентификацию упомянутых в письменных источниках городов.

Лишь с появлением централизованных государств возникла необходимость не только в упорядочении наименований населенных пунктов, но и точной локализации мест проживания и унификации названий разных народов. 

В результате развития картографии города с одинаковыми названиями для удобства их идентификации стали получать, в частности, двойные уточняющие наименования (Ростов и Ростов-на-Дону; Новгород и Нижний Новгород и т.п.). 

К этому следует добавить достаточно частые захваты городов другими народами и странами, которые, как правило, переименовывали их, или сохраняли прежние названия, но в транскрипции своего языка. Так, славянские земли Бранибор, где жили бодричи, лютичи и поморяне, после захвата их германцами превратились в Бранденбург, а город Микулин Бор – в Мекленберг. 

Кстати, после 2 мировой войны эти земли перешли по соглашению с союзниками в советскую зону оккупации, а Восточную Пруссию советские руководители поделили между СССР, Польшей и Литвой. И многие прусские города вновь зазвучали по-славянски или получили новые названия, как это произошло в Калининградской области.

С учетом выше названных факторов, точно определить, к какому конкретному городу относится та или иная сохранившаяся информация, становится достаточно сложной проблемой. Поэтому, когда историки начинают доказывать, что первые упоминания о таком-то городе относятся к такому-то году, то это совершенно не означает, что речь идет о современном городе с этим названием. Городов с этим названием могло быть несколько. Более того, они могли находиться на большом расстоянии друг от друга и даже в различных странах, и относиться к разным историческим эпохам.

После такого предисловия можно переходить к рассмотрению истории города Пермь.

В советском энциклопедическом словаре говорится, что Пермь – это древнерусское название исторической области от Уральских гор до рек Печора, Кама и Волга, населенной народом коми. Утверждается, что Пермь Великая включала территорию Коми-Пермяцкого автономного округа, а Пермь Малая (Старая, Вычегодская) – территорию современной Коми АССР. С XII  века Пермь платила дань Новгороду, а с XIII века постоянно упоминается в составе Новгородской республики. Она была присоединена к Московскому государству в 1478 году.         

В вопросе об истории города есть несколько странностей. Во-первых, статья в энциклопедии о древней Перми помещена отдельно от статьи о современном городе с аналогичным названием. Как увидим ниже, для этого у наших историков были весьма веские основания. Обычно в описании каждого города наряду с его современным состоянием присутствует краткий исторический обзор его прошлого, а вот в отношении Перми историки почему-то застеснялись и разделили прошлое и современность по разным статьям. 

Во-вторых, основными жителями Перми, то есть пермяками или перминами, названа народность коми (зыряне), которая уже длительное время упорно отрицает свою принадлежность к пермякам. Несколько раз, при царизме, при социализме и в современный период, этот народ пытались объединить, присоединить или слить с проживающим там русским народом и назвать пермяками, а он ни в какую – мы коми, и всё тут. Твердый характер оказался у них.

В чем тут проблема? Для её выяснения заглянем в Большую советскую энциклопедию. И тут возникает маленькая неожиданность.

Город Пермь появился на карте России… только в XVIII веке!?

В 1781 году он стал губернским городом. А до этого времени на этом месте находилась… деревушка под названием Брюхановка на берегу речки Ягошихи, впадающей в Каму, рядом с которой только в 1723 году Татищевым впервые был заложен медеплавильный завод. Никакой Перми, ни Малой, ни Великой в этом месте ранее никогда не существовало. После этого становится понятна причина осторожности наших историков, разделивших информацию о Перми старой и Перми новой на две статьи. Слишком уж одиозной была бы историческая справка о ней в одной статье, если не сказать ещё сильнее.

У переселенческих христианских общин, начавших осваивать земли в районе современной Перми, длительное время не было даже собственной епархии. Вначале они подчинялись Вологодской, а с 1621 года – Сибирской, а впоследствии Тобольской епархии. Лишь в середине XVIII века (по-видимому, после перенесения названия "Пермь" на этот город) появилась Пермская, а впоследствии Великопермская епархия.

Тем не менее, совсем недавно телевизионный канал ТВ3 показывал один из анимационных телевизионных фильмов по истории нашей страны, созданный на основе "Истории государства Российского" Н.М.Карамзина, в котором рассказывалось о взятии города Перми войсками Ивана IV Грозного. Красочные картинки штурма высоких крепостных стен должны были, наверное, вызвать уважение к делам наших предков. Но вот беда, во времена Ивана Грозного такого города на территории современной России просто не существовало.

К этому следует добавить, что, как сообщает известный уральский историк и краевед Всеволод Слукин в своей книге "Тайны уральских подземелий" (издана в 2005 году), современная Пермь никогда не имела каменных крепостных стен и укреплений! Не было в этом никакой военной  необходимости в XVIII веке, когда здесь началось строительство города. Тем более, что он находился в центральной части Российской Империи!

Зато на территории города было обнаружено более 780 шахт, где добывали медную руду и другие полезные ископаемые. Город сразу же после своего возникновения стал промышленным центром Урала наряду с Екатеринбургом. И встает закономерный вопрос – какую Пермь брали штурмом войска Ивана Грозного за более чем 200 лет до основания уральской Перми? И где находилась знаменитая Пермь Великая?

Как же можно верить после этого официальному историографу романовской России Н.М.Карамзину и его "Истории государства Российского"? Самое интересное в этой ситуации то, что это вопиющее противоречие относительно Перми никак не комментируется нашими историками. Сказать-то нечего.

Ответ пытаются дать Г.В.Носовский и А.Т.Фоменко в свой книге "Новая хронология Руси, Англии и Рима" (издана в 1999 году). Они считают, что Пермь надо искать только в Западной Европе, многие земли которой в то время входили в состав древней Руси. По их предположениям, Пермь Великая (скандинавы называли её Бьярмия) занимала южную часть Германии и Австрию, возможно, Север Италии, поскольку именно там находится город Парма, название которого близко по звучанию с Пермью. В состав населения древней Перми входили многие народы и племена Западной Европы, которые заставили "забыть" об этом факте новые правители, пришедшие к власти после изгнания оттуда наших предков. Нечто подобное происходит и сейчас в бывших республиках СССР и странах Восточной Европы.

В истории коренного населения уральской Перми есть также несколько интересных моментов.

По различным документам, Пермь Великая имела много городов и высокий уровень цивилизации (что характерно для западноевропейской Перми). Однако народу коми в этом отношении явно не повезло. Точно известно, что первые города и каменные церкви у них появились только в XVIII веке, когда началось освоение края русскими промышленниками, распад первобытно-общинного строя отмечен только в XI – XII веках (!), то есть уровень развития коми на фоне русского народа был достаточно низкий. 

Современная письменность появилась, вероятнее всего, лишь в  начале XX  века и создавалась на основе русского языка. Правда, историки упоминают о подвижнической деятельности русского христианского миссионера Стефана Пермского в последней трети XIV века, который якобы создал какую-то письменность для коми и перевел на их язык ряд церковных сочинений. Но вот что это была за письменность – никто точно сказать не может. За свои праведные труды Стефан был канонизирован русской церковью и стал весьма чтимым святым в Перми и на Урале вообще, в том числе и у народа коми.

Г.В.Носовский и А.Т.Фоменко в своей книге не обошли  вниманием этот факт и выяснили, что святого Стефана почитает и католическая церковь, особенно в Австрии. Кафедральный собор в Вене носит его имя. Что удивительно, католический  Стефан тоже, оказывается, создал какую-то якобы неизвестную письменность. Они предположили, что в этих двух случаях речь идет об одном и том же лице. А созданная им письменность, вероятнее всего, называется… ЛАТИНСКИМ ЯЗЫКОМ, который стал средством межнационального общения католиков всего мира. За что Степан Великопермский и был канонизирован.

Это предположение влечет за собой целый ряд фундаментальных вопросов. Например, на каком же языке тогда говорили древние римляне, если латынь появилась лишь в XIV веке? Когда в этом случае писались все христианские церковные книги, если считается, что в них сразу же использовалась латынь? И, самый важный вопрос, когда же в таком случае появилась христианская религия? Версии ответов на эти вопросы можно найти в книгах этих авторов "Империя", "Крещение Руси", "Царь славян" и других. 

Эти авторы обратили внимание также на то, что присоединение Перми к московскому государству произошло в эпоху монголо-татарских завоеваний. Они приводят следующую выдержку из "Истории"  Н.М.Карамзина по этому поводу: "Монголы более и более распространяли свои завоевания, и через Казанскую Болгарию дошли до самой Перми, откуда многие жители, ими угнетенные, бежали… в НОРВЕГИЮ"!? Тем самым, Карамзин, по сути, косвенно признает, что Норвегия была соседним государством для Перми того времени и пермяки без труда могли туда эмигрировать.

Из города же на Каме до Норвегии слишком далеко, да и ни в одном источнике не упоминается о тесных связях уральских пермяков с норвежцами. Отсюда следует, что и Болгария, о которой идет речь в  "Истории" Н.М.Карамзина находилась вовсе не на Волге, а на своем месте — на Дунае, то есть рядом с западноевропейской Великой Пермью в центре Европы.

Есть ещё интересная деталь в отношении этого города. Когда в 1696 году Петр I стал единодержавным царем (до этого он делил престол со своим старшим братом) в его титуле значилось (наряду с другими землями) "великий князь Пермский". Вдумайтесь, города Перми (и, следовательно, Перми Великой) на территории России в тот момент ещё не было!

Город появится значительно позже, после 1723 года. Так какой же Великой Пермью владел наш царь-реформатор и его предки? И что стало с ней в результате его правления. Напрашивается вывод, что эта земля (как и многие другие!) вышла из под его контроля и приобрела самостоятельность (как в случае с СССР при Горбачеве). Вот это и явилось главной причиной его отказа от многочисленных титулов (земель), доставшихся ему от его предков, и присвоения себе титула "император", который, кстати, не признавали за ним большинство европейских монархов.

Вот такая история с уральским городом Пермь. Не стоит пермякам печалиться по этому поводу. За годы своего существования город и его жители внесли огромный вклад в развитие экономики и повышение обороноспособности нашего государства. Да и сейчас Пермь является крупным промышленным и экономическим центром современной России.

Пермякам есть чем гордиться.


Другие материалы раздела
Первая полоса