Мы уже разобрали с вами большую часть драматических ситуаций Польти в предыдущих выпусках, рекомендуем ознакомиться с ними: часть первая, часть вторая, часть третья.
Для тех, кто хочет начать прямо здесь и сейчас, напоминаем, что Жорж Польти – это французский театровед, который описал основные драматические ситуации, используемые в театре. Несмотря на то, что книга была написана в 1895 году, она и по сей день остается актуальной. Аналогичный труд был написан Анатолием Луначарским, который представляет собой сборник драматических ситуаций.
Итак, продолжим разбор оставшихся драматических ситуаций Польти.
Препятствие любви
Довольно распространенный ход, как в кинематографе, так и в театре. Одним из самых ярких примеров такой ситуации – это история Ромео и Джульетты. Состоит из трех компонентов: любовник, любовница, препятствие. В качестве препятствия может выступать совершенно любой объект или явление. Препятствием может быть также и другой человек.
Кадр из фильма "Ромео и Джульетта"
Любовь к врагу
Порой этот концепт используется в совокупности с ситуацией под названием «от любви до ненависти один шаг». Она имеет некоторую схожесть с предыдущей ситуацией, но здесь необходимо описать, почему же герои являются врагами друг для друга. Составляющие: враг, любящий врага, причина, почему враг является любимым. Примеры: «Ромео и Джульетта», спектакль «Территория» с Дмитрием Нагиевым.
Спектакль "Территория"
Властолюбие и честолюбие
В центре сюжета оказывается честолюбец, который готов пойти на преступление ради достижения своих целей. При этом всегда есть противоборствующая сторона, которая препятствует этому движению. Здесь накал драматизма случается лишь в том случае, если характер честолюбца хорошо раскрыт и зритель ему сопереживает в процессе ознакомления. Составляющие: честолюбец, его цель, его соперник (или сторона препятствующая ему). Пример: «Звездные войны: Эпизод третий».
Кадр из фильма "Звездные войны: Эпизод 3"
Схватка с Богом
Или борьба против Бога. Сам Польти отмечает, что это самая редкая драматическая ситуация, которая встречается в постановках. В этом заключается ее преимущество, при этом, не зная, как это делали другие люди, тяжело поставить нечто правдоподобное и увлекательное. В гиперболизированной и абсурдной манере борьба с Богом и другими высшими силами в той или иной степени представлена в сериале «Сверхъестественное». Составляющие ситуации: человек, бог, предмет или объект из-за которого ведется борьба. Надо отметить, что в рамках данного концепта может осуществляться не только борьба против самого Бога, но и борьба против верующих, против религии. Еще один пример: «Битва Титанов».
Кадр из фильма "Битва Титанов"
Ревность или зависть, которая протекает неосознанно
Один из сюжетов, завязанных на вполне житейских проблемах. Всегда есть сторона, которая что-то получает, сторона, которая завидует этому приобретению, а также предмет приобретения и повод для зависти. Данная ситуация встречается в фильме: «Город бога», а также является завязкой для кинофильма «Война миров».
Кадр из фильма "Город Бога"
Судебная ошибка
В центре сюжета всегда невиновный герой, который несет тяжкое наказание из-за судебной ошибки. Она может быть непреднамеренной, а может быть и специальной, подстроенной недоброжелателями. Составляющие: ошибающийся, жертва ошибки, истинный преступник, предмет ошибки. Отличный пример: «Побег из Шоушенка».
Кадр из фильма "Побег из Шоушенка"
Угрызения совести
При построении данной ситуации используется фактор угрызения совести, который заставляет человека переживать содеянное и раскаиваться. Благодаря этому накаляется драматическая ситуация, набираются обороты, наблюдать за происходящим становится интересно, появляется желание узнать, чем же все закончится. Составляющие: виновный, ошибка им совершенная, разыскивающий. Идеальный пример: «Преступление и наказание».
Кадр из фильма "Преступление и наказание"
Найденный после долгого отсутствия
Кто не знаком с Графом Монте-Кристо, обязательно прочитайте – это идеальное олицетворение подобной драматической ситуации. Здесь накал страстей особенно актуален, если вновь найденного не узнают родные, близкие, друзья и враги. Из современного кинематографа можно выделить сериал «Стрела», из классики: «Граф Монте-Кристо». Составляющие: потерянный, а затем найденный, нашедший. Также этот сценарий частично обыгрывается во многих других фильмах, в том числе и в одной из частей про Джеймса Бонда.
Кадр из фильма "Граф Монте-Кристо"
Потеря близких
Одна из распространенных драматических ситуаций, в рамках которой герой теряет одного или нескольких близких ему людей, что приводит к череде различных событий, начиная от отчаяния и заканчивая местью. Составляющие: погибший, близкий погибшего, виновник. Примеры: «Каратель».
Кадр из фильма "Каратель"
Это была последняя драматическая ситуация, которую выделял Польти. Драматизм в культуре всегда интересно изучать, особенно, если имеется такая подробная классификация. Большая часть встречается в кинематографе, и по сей день, каждый фильм можно разбить на совершенно разные драматические составляющие, именно это и является подтверждением того, что важнее всего, как мы комбинируем драму, а не какую из вышеперечисленных ситуаций берем за основу.
Редакция портала Голоса Городов
Автор статьи: Антон Щегулин