Альфонсо Куарон придумал этот сюжет еще до выхода «Аватара» на большие экраны. Однако тогда было сложно реализовать все так, как задумал режиссер, поэтому пришлось ждать, пока технологии «дозреют». И только в 2009 году после выхода «Аватара» стало понятно, что «Гравитации» быть.
Тем не менее, по разным причинам производство затянулось и основная работа началась лишь к 2011 году. Режиссер очень много времени проводил с Сандрой Буллок, которая проделала колоссальную работу по подготовке к роли. Для того, чтобы выдерживать нагрузки на площадке она провела немало времени в спортзале. Помимо этого, они старались выделить один из ключевых элементов актерской игры, который будет приковывать внимание зрителя к экрану и вводить в легкий транс. Было решено, что это станет дыхание Стоун в исполнении Сандры Буллок.
Несмотря на то, что с научной точки зрения фильм в целом был достоверным, в нем все же присутствовали некоторые моменты, которые могли вызвать вопросы у зрителей. Например, звуки в открытом космосе, которые попросту невозможны в вакууме. Создатели сообщают, что эффекты были введены намеренно, для усиления эффекта присутствия.
"Весь фильм – это по сути театр одного актера."
По сюжету два астронавта на орбите Земли выполняют научную миссию, находясь рядом со своим шаттлом. Через некоторое время рутинные действия приводят к катастрофическим последствиям и они оказываются в крайне затруднительном положении.
Весь фильм – это по сути театр одного актера. Сандра Буллок отыгрывает большую часть сцен в одиночестве и создается некая камерность повествования, духота. За счет «фокусов» с дыханием, получилось усилить эффект напряжения в нужные моменты, а в затишье мы наблюдаем крайне реалистично воссозданные модели космических станций и кораблей. Также Альфонсо Куарон прибегал к имитации невесомости и это один из лучших фильмов, с подобными эффектами.
Коммерчески фильм получился просто оглушительно успешным. При бюджете в 100 миллионов долларов, картина смогла собрать в общемировом прокате больше 716 миллионов долларов. На родине в кассу занесли 274 миллиона долларов. Помимо этого, на церемонии вручения Оскара в 2014 году «Гравитация» заработала целых семь статуэток, среди которых: за лучшую режиссуру (Альфонсо Куарон), лучшую работу оператора, лучший звук, лучший монтаж звука, лучший монтаж, лучший саундтрек, а также лучшие визуальные эффекты.
Говоря о музыкальном сопровождении, то тут невозможно не восхищаться. Приложил руку к созданию аудиодорожек Стивен Прайс, который известен нам по фильмам «Ярость» и «Малыш на драйве». Нельзя сказать, что это один из титанов музыкального сопровождения, как, например, Ханс Циммер, но проделанная им работа всецело отражает дух одиночества в космосе и постоянной опасности. В вакууме нет друзей, в вакууме нет врагов, там есть только пустота и смерть.
Что интересно, фильм подходит практически для любой аудитории, возрастной рейтинг PG-12. Этим отчасти объясняется почему «Гравитация» была так успешна в прокате.
Поразительно то, что Куарон и Буллок смогли сделать из душной камерной пьесы масштабное, впечатляющее действие, которое длится полтора часа ровно. То есть к сложности создания реквизита, имитации условий нахождения в космосе прибавился еще и хронометраж. Несмотря на то, что 90 минут – это довольно короткий промежуток времени и за это время в большей части кинолент не удается достаточно подробно остановиться на каждом персонаже, здесь подобная проблема не возникает. И глядя на Сандру Буллок, а также прислушиваясь постоянно к ее прерывистому дыханию, ощущения, что фильм оказался коротковат не возникает.
Напоследок, я хотел бы привести несколько фактов, относящихся к производству фильма и его художественной составляющей:
Первые 17 минут фильма нет ни одной монтажной склейки. Мы видим их такими, какими они были засняты изначально;
Поначалу, когда задумывался проект, главную роль должна была сыграть Анджелина Джоли, но фильм от этого становился слишком дорогим;
Тем не менее в будущем ей все равно дважды предлагали роль в фильме и она дважды отказалась. Главной претенденткой была Натали Портман, но из-за ее беременности, она не смогла принять участие в проекте;
Сложнее всего было придумать, как снимать сцены в открытом космосе. Вся проблема была в освещении. Режиссеру и художнику-постановщику пришлось придумать целый механизм, благодаря которому свет, падающий от Солнца, Земли и звезд соответствовал положению астронавтов. Общие планы прорисовывались при помощи компьютерной графики;
Джеймс Кэмерон, режиссер «Титаника» и «Аватара», назвал «Гравитацию» лучшим фильмом о космосе в истории кино;
Перед съемками Куарон посмотрел огромное количество фильмов про космос и космические путешествия, но намеренно не прикасался к творению Кубрика, чтобы не разочароваться в себе и не уйти из профессии.
Редакция портала Голоса Городов
Автор обзора Антон Щегулин