Нотр-Дам-де-Пожар - кара небесная или преступная небрежность

Нотр-Дам-де-Пожар - кара небесная или преступная небрежность

Европа, оскотинившаяся в безумии так называемой «толерантности», теряет духовные и культурные смыслы уже физически.


Если кто-то сочтет наш заголовок броским издевательством над случившимся вчера в Париже – это не так.

На самом деле, нам очень-очень грустно.

Памятников христианской культуры на территории Европы остается все меньше и меньше. Только в пределах бывшей Югославии таких замечательных свидетельств величия человеческого духа в его устремленности к Высшему Смыслу погибло несколько тысяч, так что, казалось бы, плюс-минус еще один никакого баланса не изменит.

Тем более, что подавляющее большинство россиян не только никогда не были в этом потрясающе прекрасном парижском соборе, но и не имели даже малейших шансов там побывать. Для них – для нас с вами – остались во множестве многочисленные фотоальбомы и видеоэкскурсии, по-прежнему позволяющие увидеть эту красоту в таком высоком и детальном качестве, которого не обеспечит никакая живая экскурсия.

Тогда откуда же это чувство щемящей грусти и тревоги?

Что до французских потерь нам, внукам и наследникам комиссаров, всего сто лет назад сознательно сжигавших такие же невосполнимые шедевры по всей России?

И неужели у нас с этим вопросом теперь все стало настолько прекрасно, что российское правительство непременно выделит бюджетные средства на помощь французам?

Вспомним, как в прошлом году в Карелии сгорела уникальная Успенская церковь 1774 года, считавшаяся образцом и лебединой песней деревянного шатрового зодчества – и что, там уже все в порядке?

Но, как ни странно, нам не все равно, а, напротив, нам совершенно одинаково больно и тревожно, и вот почему.

И Успенский храм в карельской глубинке, и собор Нотр-Дам – это не просто культурные памятники, это еще и материальные символы нашего нынешнего духовного состояния.

По состоянию этих символов и по отношению к ним легко увидеть наш собственный духовный уровень, ведь отношение любого человека к прекрасному является почти абсолютным и безошибочным маркером – у некоторых, как мы хорошо помним, рука сама тянулась за пистолетом, тогда как другие жертвовали собой, спасая Краков.

Символы христианского наследия, безвозвратно исчезающие в огне пожаров – это очевиднейший знак и, простите тавтологию, такой же символ духа новой эпохи, почти окончательно накрывающей сегодняшнюю Европу.

Что важнее и куда направить бюджетные средства – принять на довольствие очередную тысячу мигрантов или обеспечить безопасность работ при реставрации одной из национальных святынь?

Что более актуально – сохранить памятник всемирного значения или выделить деньги на поддержку «прав сексуальных меньшинств», ювенальную юстицию и защиту «гендерной идентичности»?

Франция дала свои ответы на эти вопросы.

Конечно, можно предполагать какие угодно причины пожара, от элементарного замыкания проводки (какой-то гастарбайтер Мохаммед недосмотрел) до сокрытия в огне следов украденного (некому министерскому Пьеру предложили хорошую сумму), но на символизм случившегося эти причины никак не повлияют.

Свеча пылающего шпиля одного из величайших мировых памятников христианской культуры зримо высветила грядущую судьбу этой культуры в нынешней Европе.

Потому – и грустно, и тревожно...


Другие материалы раздела
Первая полоса