Проблема детской гаджетизации или «цифрового слабоумия»

Проблема детской гаджетизации или «цифрового слабоумия»

Цифровые игрушки показаны детям только в очень умеренных количествах.


Очевидная польза от все более широкого внедрения цифровых технологий (в самом широком смысле этого понятия) в самые разные сферы человеческой деятельности настолько очевидна, что почти любое выступление против планшетов, смартфонов и прочих электронных гаджетов часто воспринимается как попытка ретроградов остановить и обратить вспять прогресс человечества.

Мобильная связь и Интернет укоренились в нашей жизни как прекрасные помощники для решения самого широкого круга вопросов, от решения мелких проблем быта (заказать в Интернете почти всегда проще и быстрее, чем куда-то ехать) до возможности получить почти любую книгу из Ленинской библиотеки на настольный экран.

Поэтому нет ничего удивительного и в том, что современные родители начинают приобщать к этим технологиям подрастающее поколение практически с самых первых лет жизни – родители самым естественным и вполне искренним образом знакомят детей с тем миром, в котором им предстоит жить, а потому тренировка «кнопочных» навыков в наше время стала столь же необходимым навыком, как когда-то умение разжечь костер.

Дополнительным фактором для родителей является удобная возможность переключить внимание беспокойного чада на разнообразие возможностей гаджет-игрушки, что освобождает время взрослых от необходимости постоянного контроля за малышом, но, одновременно, и передает важные воспитательные функции этой игрушке – ведь в жестком родительском контроле заключается немало именно воспитательных функций.

Проблема еще и в том, что развитие у ребенка с самых юных лет исключительно гаджет-навыков приносит огромный ущерб развитию и потому обязательно должно сопровождать, а не отменять обучение детей базовым навыкам выживания и существования в обществе – ведь на виртуальном огне не согреешь даже чая, не говоря уже о том, что в виртуальном доме не спастись от холода.

Поколение, не знавшее телевизора, естественным образом черпало самый первый практический опыт и положительные эмоции в детских уличных играх, где вместе с естественным развитием рефлексов, мускулатуры и умения, например, залезть на дерево, развивались также и базовые социальные навыки общения и коллективных действий.

Появление в наших домах телевизоров и видеотехники уже несколько сместило детские и юношеские интересы к приятному домашнему времяпровождению у экрана, но это еще не было столь катастрофическим изменением традиционного уклада и подхода родителей к воспитанию – посмотреть мультики было тогда наградой, а не заменой общения с родителями и контакты со сверстниками по-прежнему происходили в режиме реальных дворовых игр.

Сегодняшнее поколение, испорченное тотальной гаджетоманией, в обычном дворовом общении со сверстниками практически не нуждается. Для них истинно реальной постепенно становится картинка мира, нарисованная великолепной графикой на экране последней модели гаджета – достаточно только посмотреть на стайки детворы, поглощенные своими телефонами даже во время их уличного «общения».

И это становится все более и более серьезной проблемой для нормального развития наших детей не только на уровне неизбежных искажений их психики, но и на уровне самого непосредственного развития мозговых нейронов -- разнообразие условий внешней среды вместе с потоком обратной связи, получаемым от мышечных рецепторов, является той необходимой нормой условий, в которых только и развивается мозг.

Исследования последних лет однозначно доказывают, что чем больше именно внешних стимулов в детстве и отрочестве имеет ребенок, тем активнее и быстрее формируется его мозг.

Вот почему так критически важно, чтобы ребенок и физически, а не только виртуально исследовал окружающий мир: копался в земле в поисках червяков, вслушивался в незнакомые звуки, с интересом разламывал незнакомые предметы, чтобы заглянуть внутрь, играл на музыкальных инструментах, бегал и плавал наперегонки, удивлялся, озадачивался, искал и находил выходы из незнакомых ситуаций и самостоятельно принимал самые разные решения...

Именно это является необходимой пищей для растущего мозга -- сегодня, как и тысячу лет назад, для своего развития мозг нуждается в получении не только абстрактной информации, получаемой неосязательно, мозгу нужен практический опыт от деятельности, сопровождаемый запахами, вкусами, и даже болью, как важными факторами закрепления и будущего правильного восприятия различных информационных потоков.

Поэтому крайне важным для нормального развития детей является ограничение их доступа к гаджетам, как к игрушкам, безконтрольное увлечение которыми приносит несомненный вред – ведь если дети любят конфеты, то это не означает, что мы будем кормить их исключительно конфетами на завтрак, обед и ужин, как бы они этого не выпрашивали.

Крайне показательно, что практически все ведущие мировые специалисты по цифровым технологиям применяют такой жесткий подход к своим детям.

Так, Стив Джобс полностью запрещал своим детям пользоваться гаджетами в вечернее время и в выходные дни, а появиться на ужине со смартфоном в руках было просто недопустимым.

Создатель сервисов Blogger и Twitter Эван Уильямс разрешает двоим своим сыновьям использовать планшеты и смартфоны не дольше часа в день. А Алекс Константинопл, директор OutCast Agency, ограничивает использование планшетов и ПК в доме 30 минутами в день – это ограничение касается детей 10 и 13 лет, а его младший пятилетний сын вообще не использует гаджеты.

В 2007 году были опубликованы исследования, показывающие, что все больше представителей цифрового поколения среди подростков страдают потерей памяти, расстройством внимания, когнитивными нарушениями, подавленностью и депрессией, низким уровнем самоконтроля. Было установлено, что в мозгу этих пациентов наблюдаются изменения, схожие с теми, что появляются после черепно-мозговой травмы или на ранней стадии деменции — слабоумия, которое обычно развивается в старческом возрасте.

Сам термин «digital dementia» пришел из Южной Кореи, раньше всех ставшей на путь тотального оцифровывания страны. Сегодня 83,8% жителей Южной Кореи имеют доступ в Интернет, при этом у 73% корейцев есть смартфон. Для сравнения -- в США смартфоны имеет 56,4% населения, а в России эта цифра составляет пока 36,2%.

У нас еще есть время спасти многих наших детей от цифрового слабоумия.

Другие материалы раздела
Первая полоса