Церковь как удобный инструмент пиар-манипуляций?

Церковь как удобный инструмент пиар-манипуляций?

Православные страсти вокруг новосибирской постановки оставляют горький осадок.


«…пастырь добрый полагает жизнь свою за овец»

Ин., 10: 11.

Скандалы вокруг новосибирской постановки оперы Вагнера «Тангейзер» скоро сделают само слово «Тангейзер» новым нарицательным понятием, призванным для обозначения некоего резонансного события, оказавшимся своеобразной лакмусовой бумажкой отношения к данному событию иерархов нашей православной церкви, подобно тому, как пару лет назад такой же лакмусовой бумажкой стало название некой группы девиц.

Название этой группы вполне отвечало состоянию физиологии самих девиц, и можно не сомневаться, что после их выходки в храме Христа Спасителя они тихо вернулись бы к столь любимым ими групповым «занятиям» по физиологии позвоночных в тех местах, куда смогли бы пробраться мимо охраны -- если бы не крайне неуклюжая реакция наших церковных иерархов.

Подержать сексуально-неадекватных дурочек в СИЗО пару недель было бы вполне достаточной мерой, и, при этом, как красиво и благородно выглядело бы посещение их в застенках для личной беседы самим Святейшим!

После этого «визита в узилище» Святейший мог бы публично обратиться к Президенту и министру МВД с просьбой о помиловании «заблудших овец», получил бы дежурно-протокольное извинение о том, что Президент не влияет на исполнение закона, однако в рассмотрении дела тут же вскрылись бы некие новые обстоятельства, смягчающие участь арестованных и – самый Басманный суд в мире экспрессом оприходовал бы условное наказание, пуськи вернулись бы по домам, а в будущей книге о Патриархе наверняка появилась бы прекрасная глава о примере пастырского милосердия.

Даже небольшое прошедшее время уже расставило все на свои места -- само слово «пуськи» сегодня стоит в одном ряду с «псаками», что вполне соответствует интеллектуальному наполнению этих персонажей и только подтверждает мысль о том, что всерьез к ним относиться не имеет никакого смысла – вспомним евангельское про свиней и бисер.

К огромному сожалению, тогда этого бисера было потрачено немало.

Неуклюжая реакция московской патриархии была далека от той евангельской пастырской позиции, которую мы процитировали в эпиграфе, следствием чего стал громогласный пиар-выхлоп для самих «овечек» и всевозможных около-пусек, причем в международном масштабе.

Возможно, режиссер скандальной новосибирской постановки учел этот «опыт» и сделал абсолютно всё возможное, чтобы спровоцировать новую пиар-шумиху, прогнозируя вполне предсказуемую реакцию митрополита Новосибирского Тихона.

Увы, этот прогноз оправдался полностью, что не может не расстраивать.

Казалось, можно было надеяться, что предыдущий урок патриархией был предметно проанализирован и усвоен, что сделаны все соответствующие выводы, которые, впрочем, давно содержатся в прекрасном документе под названием «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» (2000 год).

Что мешало уважаемому митрополиту встретиться с режиссером и в спокойной приватной беседе обсудить те детали постановки, которые вскоре оказались не просто предметом интеллектуальных споров и дискуссий, но поводами к организации митингов и «молитвенного стояния» (по призыву Новосибирской митрополии!) на центральной площади Новосибирска?

Разумеется, речь не идет о каком-либо руководящем вторжении в интимную зону творческого художественного процесса, однако достаточно было бы напомнить уважаемому режиссеру о январских парижских событиях и поинтересоваться его мнением о возможной реакции мусульманской общины в случае, например, замены христианских символов в постановке на символику мусульманскую. Может быть, взгляд с такого ракурса позволил бы режиссеру провести некие внутренние параллели и отказаться от совсем уж провокационных деталей постановки.

Неужели уважаемому митрополиту Тихону более близки слова «…не мир пришел Я принести, но меч» (Мф., 10:34), нежели «…каким судом су́дите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф., 7:2), что вместо пастырского вразумления и предостережения во избежание обострений во вверенной ему митрополии, он предпочел сразу призвать на улицы православных верующих, да еще и с посылом о том, что отказавшиеся выйти на протестные акции сразу причисляются к «христопродавцам»?

Естественно, что сегодня уже появилось обращение новосибирцев к Московской Патриархии с требованиями о снятии митрополита Тихона по причине оскорбления огромного числа верующих подобным названием.

На этом скандальном фоне наибольшей популярностью (по числу запросов в поисковиках) в сегодняшнем Интернете стали пользоваться как раз те малокорректные для христиан детали постановки, которые и получили максимальный пиар-эффект в результате столь неуклюжей «борьбы» уважаемого митрополита – провокационный баннер и т.п.

Приходится с грустью констатировать факт, что печальное неумение наших православных иерархов адекватно реагировать даже на такие простые по сути провокационные вызовы делает их удобным орудием для новых и новых пиар-манипуляций.

И очень плохо, что из-за подобных недоразумений многие отложат свое личное общение с Богом.

Другие материалы раздела
Первая полоса