«Войска Дяди Васи» отмечают юбилей и праздник пророка Илии

«Войска Дяди Васи» отмечают юбилей и праздник пророка Илии

Яко с нами Бог и Илья-пророк! Нет задач невыполнимых – есть десантные войска.


Днем основания Воздушно-Десантных Войск считается 2 августа 1930 года, когда на учениях Московского военного округа под Воронежем для выполнения тактической задачи впервые было десантировано на парашютах боевое подразделение в количестве 12 человек.

Целенаправленное формирование в нашей стране новых для своего времени авиадесантных частей, явившееся началом развертывания этого рода войск, началось в 1932 году, но своим нынешним обликом и статусом ВДВ обязаны тому самому «дяде Васе», Василию Филипповичу Маргелову, Герою Советского Союза, генералу армии и главкому ВДВ с 1954 по 1979 годы (с двухлетним «политическим» перерывом).

В нашей стране День ВДВ отмечается 2 августа на основании Указа президента РФ №549 от 31 мая 2006 года "Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации" как памятный день, призванный способствовать возрождению и развитию отечественных воинских традиций, повышению престижа военной службы и установленный в знак признания заслуг военных специалистов в решении задач обеспечения обороны и безопасности государства.

Этот же день со времен династии Романовых отмечается в России как день празднования памяти пророка Божия Илии и это не является простым совпадением дат календаря, как видно из хотя бы из того, что задолго до появления ВДВ и крылатой эмблемы десантников, иконописная традиция изображала пророка Илию возносящимся на колеснице с огненными колесами, которая окружена со всех сторон пламенем и запряжена четырьмя крылатыми конями.

Нам не удалось пока найти точных данных о том, почему именно 2 августа было определено в России как всенародный день празднования памяти Пророка (будем благодарны компетентным читателям за разъяснение!) – возможно, это связано со 2 августа 1608 года, когда Россия и Речь Посполитая заключили перемирие, по которому поляки обязались уйти из Тушина, тогдашнего места резиденции Лжедмитрия.

Также не исключено, что эта дата как-то связана с походом второго ополчения Минина и Пожарского под чудотворной Казанской иконой, завершившим освобождение Москвы от поляков– этот день мы теперь празднуем как ноябрьский праздник Казанской Иконы Богородицы.

Однако достоверно известно, что именно Ильинский набат – набат колоколов храма Ильи Пророка на Новгородском подворье – впервые поднял русских людей против оккупационного режима Лжедмитрия и польских интервентов в 1606 году. Таким образом, освобождение России началось вместе с именем пророка Илии и завершилось вместе с Казанской Иконой Божией Матери.

Сам праздник в честь пророка Илии был установлен (уже в 1613 году) московским патриархом Филаретом, который вместе с царственным сыном Михаилом Феодоровичем ежегодно в этот день шли крестным ходом из Спасских ворот Кремля  -- сначала на Лобном месте служился молебен пророку Илие, а сама праздничная служба совершалась уже в том самом Ильинском храме на Китай-городе, откуда и прозвучал в 1606 году самый первый освободительный всероссийский набат.

Воцарившиеся после Смутного времени Романовы хорошо знали о совершившемся в Москве в 1606 году. Ильинский набат для них являлся несомненным делом Промысла Божия и очевидным заступничеством перед Ним за Русь пророка Илии. Для человека XVII столетия эта взаимосвязь была очевидной и несомненной -- ведь общеизвестным и центральным в житии пророка подвигом Илии было его противостояние жрецам Ваала, подбивавшим нечестивого царя Ахава ввести в Израиле идолопоклонство. Благодаря духоносному пророку древняя Иудея не погибла в пучине духовного кризиса, а удержалась от нее, сохранив веру в Истинного Бога. Аналогичной победы удалось добиться и русским людям в начале XVII века, когда в результате преодоления Смутного времени было сохранено не только государство Российское, но и единственная на тот момент православная держава мира.

Житие пророка Илии свидетельствует о великой силе духа пророка и поражает его верностью Господу, как сегодня поражают нас своей силой духа и верностью присяге подвиги окормляемых пророком Илией русских воинов в голубых беретах  – вспомним, например подвиг псковских десантников в Аргунском ущелье, или бой 9-й роты у афганской высоты 3234.

Поэтому и не является случайным совпадением празднование в один день внешне столь непохожих дат – дня памяти ветхозаветного пророка и дня создания русского десанта – ибо их объединяют такие основополагающие понятия как сила духа и верность долгу.

С праздником!

Другие материалы раздела
Первая полоса